Резолюция VI традиционного форума некоммерческих
организаций
«От социального партнёрства - к стратегическому планированию»
22 декабря 2006 года,
Самарская область, г.Тольятти
Мы, представители некоммерческих организаций (далее –
НКО) Самарской области, собрались на VI
традиционный форум НКО для того, чтобы:
- обсудить результаты
общественной экспертной оценки процесса стратегического развития городского округа Тольятти,
- рассмотреть представленную Методику проведения
общественной экспертной оценки процесса стратегического развития муниципальных
образований, подготовленную на примере городского округа Тольятти,
- провести переговорные площадки с представителями
органов местного самоуправления и предпринимательского сообщества по вопросам
подготовки стратегического плана развития городского округа Тольятти на период до
2050 года,
- выбрать представителей городского сообщества для
ведения последующих переговоров с органами местного самоуправления по
подготовке стратегического плана развития городского округа Тольятти на период до
2050 года,
- обсудить предложение об обучении общественных
экспертов в городском округе Тольятти.
.
О
городе, государстве, стратегическом планировании и общественной экспертизе
I. Мы, представители НКО Самарской области:
1. Утверждаем, что город как
социально-культурный феномен цивилизации основан на самоорганизации различных
форм жизнедеятельности людей и технологий в ограниченном пространстве, и имеет
цели саморазвития, сохранения природной среды,
развития государства и создания условий для развития каждого конкретного
человека.
2. Подчеркиваем, что
в процессе своего развития город подчиняется объективным требованиям, вызванным
закономерностями своего развития как сложной самоорганизующейся системы, с
одной стороны, и управляемого объекта, с другой стороны, что вынуждает органы
местного самоуправления и бизнес-сообщество учитывать объективную реакцию
городского сообщества на неумелое управление или на реализацию социально,
экономически или экологически безответственных проектов.
3. Констатируем, что в систему
стратегического управления развитием человечества, помимо государств,
транснациональных корпораций и международных организаций, пришёл новый,
достаточно независимый геополитический субъект – ноосферный каркас городов,
который существенно изменит понимание процессов
стратегического управления, предлагает свои модели развития человечества
и имеет ресурсы их реализовать.
4. Подтверждаем нашу точку зрения, что
стратегическое планирование - признанный в мировой практике элемент в системе
городского управления и регулирования, позволяющий создавать условия для
перспективного развития и помогающий принимать текущие решения с учетом
стратегических целей и в условиях коренных социально-экономических
преобразований.
5. Утверждаем, что стратегическое
планирование является наиболее адекватным инструментом, способным
консолидировать усилия городского сообщества (органов местного самоуправления, коммерческих
и некоммерческих структур) и создать единый вектор направленности усилий всех активных сил города.
6. Признаем должные усилия региональных
властей, органов местного самоуправления г.Тольятти, городского
стратегического совета г.Тольятти, которые внесли свой вклад в стратегическое
планирование развития Самарской области, городов Самарской области и, в частности, городского округа
Тольятти.
7. Утверждаем, что общественная экспертиза:
–
это
конструктивный, ненасильственный механизм оценки деятельности власти,
коммерческого и некоммерческого сектора;
–
это комплексное аналитическое
исследование нормативных правовых актов (проектов актов), бизнес-проектов,
общественных инициатив, проводимое институтами гражданского общества либо их
представителями, направленное на установление
соответствия проектов и действующих нормативных правовых актов высшим
достижениям человеческого духа,
научной и правовой мысли, правам и законным интересам граждан, результатом которого выступает мотивированное заключение
(экспертное заключение), включающее рекомендации для лиц, принимающих решения.
8. Поддерживаем
инициативу Общественного Совета при Самарской Губернской Думе по развитию
системы общественной экспертизы в Самарской области.
9. Поддерживаем предложение некоммерческого сектора г.Тольятти о начале формирования экспертного сообщества в
городском округе Тольятти, проведении обучения общественных экспертов, и предлагаем
распространить данную инициативу на другие муниципальные образования Самарской
области (по договоренности с ними).
О
результатах общественной экспертизы процесса стратегического
планирования развития городского округа Тольятти
II. Мы, представители НКО Самарской области, поддерживаем инициативу по проведению общественной
экспертной оценки процесса стратегического развития. В то же время, мы отмечаем
с большой обеспокоенностью, что результаты общественной экспертизы
процесса стратегического планирования развития городского округа Тольятти
позволяют выделить следующие основные замечания:
1. Замечания к основному
стратегическому документу городского развития - утвержденной
в 1999г. Концепции комплексного социально-экономического развития г.Тольятти, которая:
1.1. имеет декларативный характер, т.к
в ней не установлен конкретный срок реализации (она рассчитана на период «до
2005 года и дальнейшую перспективу»);
1.2. направлена
на реализацию инерционного сценария развития г.Тольятти,
т.к. опирается:
1.2.1. на
развитие существующих в городе технологий и не предусматривает приобретение
(разработку) передовых прогрессивных технологий, которые могло бы использовать
городское сообщество для развития города;
1.2.2. на
развитие существующих крупных
предприятий автомобильной и химической промышленности, и не содержит реальных
мер по структурной перестройке городской экономики, ориентированной на
последовательное превращение Тольятти в многофункциональный город с различными
отраслями специализации;
1.3. не содержит технологических сценариев развития
города, т.к.:
1.3.1. не опирается
на анализ существующих в городе Тольятти экологических, культурных,
производственных, финансовых, строительных, управленческих и иных технологий;
1.3.2.
не содержит возможных сценариев стратегического
развития г.Тольятти,
основанных на тех или иных потенциально возможных условиях[1]
1.4. не подвергнута никакой экспертизе - ни научной ни
общественной, не обсуждалась на общественных слушаниях, не была доведена до
сведения жителей города через СМИ, следовательно, она не вступила в законную
силу;
1.5. содержит неадекватные механизмы реализации, часть
которых имеет волюнтаристский характер, противоречит законодательству и
вызывает, как показало время, активный
социальный протест горожан, которые в результате применения таких механизмов лишаются
цивилизованной среды обитания, а часто и ресурсов (например, воды и
энергоносителей). Кроме того, не предусмотрен такой механизм реализации
стратегических ориентиров и направлений, как программный метод;
1.6. не содержит взаимосвязей со стратегическим
развитием Самарской области, России и мирового сообщества, и не предполагает
корректировки целей, приоритетов и механизмов их реализации в зависимости от
изменяющихся внешних условий;
1.7. не опирается на такие логичные с точки зрения здравого смысла,
научного подхода и общепринятые в мировых стратегических документах основы,
как права горожан;
1.8. не отражает систему ценностей тольяттинцев, не
определяет ценности, которые будут поддерживаться и
формироваться через социальные технологии в ходе развития города;
1.9. не содержит «дерево целей»,
которое превращает любой стратегический документ в системный и целостный
документ, а не набор несвязанных друг с другом целей, задач, мероприятий, а
также позволяет мотивировать и организовать целостную систему деятельности
различных субъектов городского сообщества (следовательно, в данном случае вместо
консолидированной стратегии получилась некая сумма ответов (каждый из которых,
отдельно взятый, может быть и правильным) на некоторые угрозы и вызовы, то есть «стратегическая сумятица»;
1.10. не имеет доказательств, что именно предлагаемый
набор целей экономического развития, приоритетных функций и намеченных путей их
реализации обеспечит достижение требуемого качества жизни населения с
наименьшими финансовыми затратами и социальными издержками;
1.11. не содержит оценки различных рисков,
обусловленных выполнением стратегии;
1.12. не отражает баланс интересов между властными
структурами различного уровня, коммерческими,
некоммерческими структурами, населением города. Можно считать, что Концепция
больше похожа на план деятельности исполнительного органа местного
самоуправления – мэрии и мэра.
1.13. не опирается на полную и
достоверную информацию о факторах внутреннего и внешнего характера,
определяющих в совокупности своей исходную социально-экономическую ситуацию,
сложившуюся в городе к началу работ по стратегическому планированию его
развития;
1.14. не содержит единой
системы показателей социально-экономической эффективности реализации концепции,
достоверных и однозначно трактуемых статистических данных, сведений о
необходимых для ее выполнения ресурсах и сроках;
1.15. не устанавливает сроки
выполнения планов, мер ответственности за невыполнение планов, областей влияния и деятельности различных
социальных групп, обязанностей жителей по отношению к своему родному
городу и формы ответственности за нарушения этих требований, что делает концепцию оперативным планом
действий для органов местного самоуправления, а не документом, объединяющим
городское сообщество;
1.16. не содержит форм и
методов мониторинга и контроля за ходом исполнения
концепции, механизмов корректировки концепции;
1.17. не отражает такого
глобального процесса, как информатизация;
1.18 направлена на достижение
такой цели, которая является
декларативной, неконкретной, универсальной, т.е. может быть применена для
любого города, но не определяет специфическую главную
цель, актуальную именно для города Тольятти;
2. Замечания к процессу выполнения
разработанных стратегических планов развития города, который находится в крайне
неудовлетворительном состоянии, в частности:
2.1. ежегодный процесс составления
бюджета изолирован от стратегического планирования. Распределение ресурсов в
программах, планах и бюджете не учитывает стратегические цели развития города;
2.2.
Несмотря на создание Городского стратегического совета, принятие мэром
городского округа ряда постановлений по стратегическому планированию города, до
сих пор не создан новый стратегический план развития города и не проведена
официальная корректировка существующей стратегии комплексного
социально-экономического развития г. Тольятти путём утверждения этих документов
на заседании Думы городского округа Тольятти;
О переговорных площадках,
представителях некоммерческого сектора
на них и формировании общественного
экспертного сообщества
III. Мы,
представители НКО Самарской области,
1. Подтверждаем
свою точку зрения о том, что при стратегическом проектировании развития города
представители органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества,
научного сообщества, представители НКО должны работать в режиме переговорных
площадок, на которых все участники имеют равный статус, имеют пропорциональное
соотношение голосов и принимают решение путём голосования.
2.
Утверждаем, что НКО необходимо заняться формированием системы общественных
экспертов, которая бы позволила некоммерческим
организациям квалифицированно защищать права граждан.
3. Подчёркиваем, что необходимо создать специальные
программы обучения и наладить систему обучения
общественных экспертов.
О рекомендациях форума
IV. Мы рекомендуем:
IV.1. Экспертной комиссии Общественного Совета при
Самарской губернской Думе:
1.
Провести в 2007
году общественную экспертизу Стратегии социально-экономического развития
Самарской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства
Самарской области от 9.10.2006 №129, с последующим проведением областных
общественных слушаний по данному документу.
2.
Учитывая важность
градостроительного проектирования в стратегическом развитии городов России, провести
общественную экспертизу Градостроительного Кодекса РФ с целью подготовки законодательной
инициативы Самарской Губернской Думы в Государственную Думу РФ по вопросу о
внесении изменений в Градостроительный Кодекс РФ.
IV.2. Местным и региональным некоммерческим организациям
Самарской области:
1. Провести в 2007 году общественное обсуждение стратегий
социально-экономического развития муниципальных образований Самарской области,
с предварительным проведением общественной экспертизы на основе Методики проведения общественной экспертной оценки процесса
стратегического развития муниципальных образований (на примере
городского округа Тольятти).
2. Приступить к формированию системы общественных
экспертов.
3. Использовать механизм общественной экспертизы:
3.1. при проведении публичных слушаний или
переговорных площадок с органами власти и представителями коммерческого
сектора,
3.2. при анализе проектов законов и действующих
законов и нормативных правовых актов,
3.3. при подготовке правотворческих инициатив.
IV.3. Оргкомитету форума:
1. Направить настоящую
резолюцию и Заключение общественной экспертизы по оценке процесса стратегического развития
города Тольятти за период с 1999 по 2006г.:
- в мэрию городского округа
Тольятти;
- в Думу городского округа
Тольятти;
- в Координационный Совет Союза представительных органов местного самоуправления
муниципальных образований Российской Федерации;
- в Общественный Совет при
Самарской Губернской Думе (для сведения);
- в местные отделения
политических партий с предложением принять участие в разработке Стратегического
плана развития г.о.Тольятти;
- в Общественную Палату РФ.
2. Разместить материалы VI-го
Форума НКО в сети Интернет.
3. Доработать список представителей НКО г.Тольятти для участия в переговорных площадках при
разработке Стратегического плана развития городского округа Тольятти.
4. Предложить Думе городского округа Тольятти:
4.1. Рассмотреть вопрос «О ходе реализации
Концепции комплексного социально-экономического развития г.Тольятти,
утверждённой решением Думы №493 от 7.04.1999г.» с учетом заключения
общественной экспертизы. В ходе подготовки вопроса провести депутатские
слушания по итогам выполнения Концепции комплексного социально-экономического
развития города Тольятти с участием представителей некоммерческого и
коммерческого секторов, научного сообщества и активных горожан.
4.2. Создать общественный экспертный совет с учетом
опыта создания экспертной комиссии Общественного Совета при Самарской
Губернской Думе.
5. Предложить мэру городского округа Тольятти:
5.1. Предусмотреть в бюджете
городского округа Тольятти в 2008г. средства на проведение общественной
экспертной оценки нормативных правовых актов г.о.Тольятти,
5.2. Учитывая опыт реализации Концепции комплексного
социально-экономического развития г.Тольятти, начать
официальный процесс разработки Стратегического плана развития городского округа Тольятти с привлечением
представителей науки, властных структур, бизнеса, некоммерческого сектора и
активных горожан,
5.3. Рассмотреть вопрос «О формировании системы
муниципальной статистики городского округа Тольятти» с целью формирования единой
базы данных и разработки комплексной унифицированной системы показателей,
характеризующих состояние городского округа.
[1] Принято считать, что у городов, находящихся
в стадии неустойчивого равновесия (таковым и является
Тольятти в настоящее время), имеются
четыре сценария дальнейшего развития:
·
«Кризисный»,
когда процесс стратегического планирования и развитие технологий в городе будут пущены
на самотёк;
·
«Инерционный»,
когда стратегическое планирование будет касаться только существующих городских
сфер и будут приоритетно развиваться только существующие в городе технологии;
·
«Эволюционный», когда стратегическое планирование будет дублировать уже
существующие аналоги стратегического планирования в других городах, когда «под
ключ» будут закупаться и осваиваться привезённые из - вне новые технологии;
·
«Революционный»,
когда стратегический план города сформирует свой «неповторимый» путь развития
города и город за счёт своей внутренней самоорганизации будет производить технологии, использовать их
в производстве и продавать их «под ключ».