1998 год

 

ФОРУМ общественных и некоммерческих организаций города Тольятти

 

Участвовало – более 120 человек (представителей более чем 100 НКО г.Тольятти)

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении Форума некоммерческих организаций г.Тольятти

 

1. Общие положения.

 

1.1. Форум некоммерческих организаций г.Тольятти (далее - Форум)   проводится  по инициативе  “Фонда Тольятти”, Общественной Палаты и Ассоциации обществ дружбы с зарубежными странами, при поддержке CAF (Великобритания).

 

1.2. В Форуме принимают участие некоммерческие организации города Тольятти.

 

1.3. Форум проводится с целью ознакомления широких кругов  общественности с деятельностью некоммерческих организаций города, обсуждения проблем НКО и поиска партнеров в реализации социальных программ и проектов.

 

2. Организаторы Форума.

 

2.1. Организацией и проведением Форума занимается Оргкомитет.

2.2. В состав Оргкомитета входят представители “Фонда Тольятти”, “Радио Тольятти”,  АО АвтоВАЗ, Ассоциации обществ дружбы с зарубежными странами, Общественной Палаты, Российско-американского культурного центра и Торгово-промышленной Палаты города.

 

Персональный состав Оргкомитета:

1) Князькин Виктор Семенович (“Фонд Тольятти”)

2) Лышова Ольга Александровна (зам.мэра по социальным вопросам)

3) Орлин Алексей Павлович (“Радио Тольятти”)

4) Пахута Леонид Станиславович (АО АвтоВАЗ)

5) Петрова Людмила Николаевна (Ассоциация обществ дружбы)

6) Макарова Татьяна Викторовна (Общественная Палата)

7) Перельштейн  Владимир Эрленович ( Торгово-промышленная Палата г.Тольятти)

8) Ряшко Анатолий Михайлович (АНО “Третий сектор”)

9) Белая Александра Ивановна (координационный совет по работе с молодежными общественными организациями Центрального района)

 

Председатель Оргкомитета: Князькин В.С.

 

2.3. Основное представительство Оргкомитета находится в помещении Управления по работе с молодежью (Приморский б-р, 29, тел. 34-14-29)

 

2.4. Оргкомитет начинает свою работу с проведения первого заседания Оргкомитета - 1.08.1998 г., и заканчивает работу по окончании работы Форума и расчета с привлеченными специалистами.

 

2.5. Дирекция Форума.

 

2.5.1. Технической организацией проведения Форума занимается Дирекция Форума.

2.5.2. Оргкомитет утверждает  задачи и планы действий Дирекции.

2.5.3. Технический директор Форума: Ряшко А.М.

 

3. Полномочия Оргкомитета.

 

3.1. Оргкомитет:

а) составляет план-график работы Форума,

б) утверждает смету расходов,

в) назначает ответственных за выполнение мероприятий по организации и проведению Форума,

г) устанавливает порядок представительства НКО для участия в Форуме,

е) готовит и рассылает итоговые материалы Форума.

 

4. Участники Форума.

 

4.1. В Форуме принимают участие некоммерческие организации города, творческие коллективы и инициативные группы граждан, реализующие свои социальные проекты,  подавшие заявки и предоставившие необходимые материалы для участия в Форуме не позднее, чем  за 10 дней до дня его проведения.

4.2. К участию в Форуме приглашаются представители коммерческих структур, властных структур города, СМИ, а также граждане, которым небезразличны социальные проблемы города.

 

5. Проведение Форума.

 

5.1. Дата проведения Форума - 14.11.1998 г.

5.2. Время начала работы Форума - 1000, время окончания работы Форума - 1800.  

5.3. Во время работы Форума предполагается проведение Пленарного заседания, Ярмарки НКО, Презентации программ и проектов НКО, “круглых столов” по следующим тематикам:

а) ““Фонд Тольятти” и городское сообщество” (вед. Цирульников Б.А.);

б) “Межсекторное взаимодействие: НКО и органы власти” (вед. Макарова Т.В.);

в) “Бизнес и благотворительность”(вед. Пахута Л.С.).

 

Утвержден

на заседании Оргкомитета

“_____”____________________ 1998 г.

 

Председатель Оргкомитета

 

__________________________________

(ф.и.о., подпись)

 

 

 

ПЛАН-ГРАФИК РАБОТЫ

Форума некоммерческих организаций г.Тольятти

 

г.Тольятти

7 ноября 1998 г.

 

14 ноября: размещение выставочных материалов НКО (в установленное оргкомитетом время)

 

15 ноября :

 

Время

Наименование мероприятия

1

900-1000

Аккредитация и размещение участников Форума. Вручение участникам рабочих и справочных материалов.

2

1000-1030

Начало работы Форума. Вступительное слово представителя Оргкомитета.

3

1030 - 1300

Презентация НКО

4

1330 - 1530

Ярмарка проектов НКО

 

1030 и далее

по графику

Начало работы “круглых столов”

5

1030-1130

“круглый стол”: “Фонд Тольятти” и общество

6

1130-1300

“круглый стол”: “Межсекторное взаимодействие: НКО и органы власти”.

  6

1300-1330

Буфет

7

1330-1430

“круглый стол”: “Бизнес и благотворительность”

8

1430-1530

“круглый стол”: “Информационное пространство НКО”

 

1530-1700

Работа мастер-классов для представителей НКО.

9

1530-1700

Мастер-класс “Искусство предотвращать и ликвидировать конфликты в организации”

10

1700-1800

Мастер-класс “Лидерские качества для лидера НКО”

11

1800-1830

Официальное закрытие Форума.

 

Время, отведенное  на “круглые столы:

- до буфета 2,5 часа (10-30 - 13-00);

- после буфета - 2 часа (13-30 - 15-30).

 

С учетом непроизводительных потерь времени на презентацию НКО может быть отведено 2 часа 15 минут до буфета,  на ярмарку проектов - 1 час 45 минут после буфета.

2. Пленарное заседание.

 

1) Вступительное слово - председатель оргкомитета и приглашенные руководители города.

2) Доклад “Становление третьего сектора в городе Тольятти” (структура и особенности третьего сектора города; этапы развития; основные достижения и проблемы) - Цирульников Б.А.

3) Доклад - исп. директор Российского общественно-политического центра, член Политического консультативного Совета при Президенте РФ Михайлов С.В.

4) Информация о порядке дальнейшей работы Форума.

 

3. Презентация НКО.

 

Проводится непосредственно  у выставочных стендов НКО, в качестве консультанта выступает представитель соответствующей организации. Представитель должен иметь знаки отличия (бейдж с именем, фамилией, названием организации, которую он представляет).

 

Выставочный стенд должен содержать текстовую и фото-информацию о деятельности организации, в том числе:

- дата создания организации;

- ее цели и задачи;

- основные мероприятия, проведенные в городе (дата, название мероприятия, поставленные цели  и достигнутые результаты);

- основные формы работы организации;

- связи с аналогичными организациями в России  и за рубежом (по желанию);

- контактные телефоны организации.

 

Эту же информацию желательно представить в виде иллюстрированного рекламного проспекта объемом 6-7 машинописных листов, включив в нее (по желанию) сведения о финансовой деятельности организации (источники получения средств, примерный годовой оборот, способы экономии средств и т.д.).

 

 

4. Ярмарка проектов НКО.

 

Ярмарка проектов НКО проводится на общем сборе участников и гостей Форума в актовом зале.

О проекте сообщает представитель той НКО, которая предполагает воплотить данный проект в течение 1999-2000 годов; сообщается цели, задачи проекта, планируемые результаты;

Письменное описание содержания проекта (2-3 м.п.листа) остается в дирекции “Фонда Тольятти” для дальнейшего рассмотрения.

Список наиболее интересных проектов может быть опубликован в “Ведомостях”.

 

 

5. “Круглые столы”.

 

5.1. Количество участников каждого “круглого стола” - 12-15 человек по предварительному согласованию плюс дополнительные желающие.

 

5.2. План проведения каждого “круглого стола”:

а) краткая информация о состоянии дел (законодательно установленные возможности, проблемы, местный опыт);

б) выступления, обсуждение, обмен мнениями, внесение предложений в итоговые документы;

в) принятие итогового документа.

 

 

Ведущий

Приглашенные

Участники -

представители НКО

Запланированные выступления (ф.и.о.)

Примечание

1. “НКО и городское сообщество: новые технологии” - 1030-1130

Князькин В.С.

а) представители  международных фондов;

б) члены правления “Фонда Тольятти”

в) гости Форума

по списку

1) Цирульников Б.А.

2) Рождественская Е.П.

 

2. “Межсекторное взаимодействие: НКО и органы власти” - 1130-1300

Макарова Т.В.

-Жилкин С.Ф.

-Дроботов А.Н.

-Шамрай В.Н.

-Михайлов С.В. (Российский общественно-политич. Центр)

-депутаты Губ.Думы

- Бобрышева Т.В. - нач.управл. по раб. с населением

- гости Форума

-депутаты горДумы

 

 

по списку

 

1. Иглин В.Б.

2. Калинин А.В. - “О профсоюзном движении”

3. Логинов А.В. - “Роль молодежи в управлении городом”

4. Бердников В.А. (о концепции стратегического  развития города)

5. Орлин А.П. - “СМИ и деятельность НКО”

6. Гасич Г.П. - “Предложения по организации взаимодействия с НКО”

7. Брык  Е.И.

Обсуждаются основные проблемные и стратегические направления развития  3-го  сектора в городе Тольятти,

(см.приложение)

вырабатывается обращение НКО к ОМС и другие итоговые документы на основе предварительных проектов

3. “Бизнес и III  сектор” - 1330-1430

Перельштейн В.Э.

- Жуков В.А. - ТПП

- представители ведущих банков и предприятий

- Ефимов В.С. - налогинспекция

 

по списку

1) Перельштейн В.Э.

2) Иглин В.Б.

3) Брусникин А.Ю.

4) Давыдова О.И.

5) Пахута Л.С.

 

 

 

6. Первичный пакет документов.

 

Документ

Кто готовит

К-во страниц

1

законодательная справка по правам общественных организаций

Макарова Т.В.

Артемьева М.Л.

1

2

выборочный список  адресов и телефонов:

- структурных подразделений органов местного самоуправления,

- средств массовой информации;

- контактных телефонов действующих общественных советов при руководителях ОМС

- список дней и мест приема должностных лиц ОМС

Макарова Т.В.

3

3

выборочный список общественных организаций, действующих в городе

Макарова Т.В.

1

Итого: 5 страниц на одного участника.

 

7. Итоговые документы.

 

Итоговыми документами Форума являются:

1. Меморандум Форума НКО`98. 

2. Стратегия  развития  3-го  сектора в городе Тольятти как раздел Концепции социально-экономического развития города.

3. Пакет документов “О статусе НКО в г.Тольятти”.

 

Проекты указанных документов готовятся заранее и представляются участникам Форума для проработки и внесения предложений. Форум принимает принципиальное решение  о необходимости принятия указанных документов.

 

Может быть сформирован комитет из заинтересованных организаций, который продолжит доработку указанных документов.

 

 

8. Приглашенные на Форум.

 

1) руководящие должностные лица  ОМС;

2) представители ведущих коммерческих организаций;

3) гости из других городов (Самара - общественно-политический центр; Москва - Российский общественно-политический центр; и др.)

4) пресса, радио, ТВ (местные СМИ и представительства российских);

5) иностранные гости;

6) представители  действующих общественных советов при руководителях ОМС.

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

1) Повышается упорядоченность процесса  формирования и деятельности 3-го сектора.

2) Повышается социально-психологическая компетентность лидеров общественных организаций, они овладевают знаниями в разрешении конфликтных ситуаций, что облегчает дальнейшую деятельность;

3) Повышается КПД действий НКО за счет качественного улучшения их работы.

4) Разрабатывается стратегия развития 3-го сектора в городе,  составляется Программа совместных действий на 1999 г.;

5) Повышается качественный уровень работы с местными органами власти, гос. структурами;

6)  Организации получают  другую необходимую информацию и консультации у специалистов и друг у друга.

 

 

Председатель Оргкомитета                                                                                                     В.С.Князькин

 

 

ПОСТ-ПРЕСС-РЕЛИЗ О ФОРУМЕ НКО-1998

Форум  общественных и некоммерческих организаций состоял из следующих относительно самостоятельных частей:

         1) Пленарное заседание (выступление председателя городской Думы Дроботова  А.Н.,  доклады о процессе становления “третьего сектора” в городе, в Самарской области и в России в целом, другие доклады общего характера);

         2) Презентация НКО;

         3) Ярмарка проектов НКО;

4) “Круглые столы”.

 

Презентация НКО. Для этого мероприятия каждая организация оформляла стенд, который должен был содержать текстовую и фото-информацию о деятельности организации, в том числе:

- дата создания организации;

- ее цели и задачи;

- основные мероприятия, проведенные в городе (дата, название мероприятия, поставленные цели  и достигнутые результаты);

- основные формы работы организации;

- связи с аналогичными организациями в России  и за рубежом (по желанию);

- контактные телефоны организации.

Организации досугового, культурно-художественного направления представляли образцы своих изделий.

Презентация проводилась непосредственно  у выставочных стендов НКО. У каждого стенда в течение всего дня дежурил консультант - представитель этой организации. Консультант, как правило, имел знаки отличия (бейдж с именем, фамилией, названием организации, которую он представляет).

 

Ярмарка проектов НКО, как нами планировалось, должна была проводиться на общем сборе участников и гостей Форума в актовом зале. При этом о каждом проекте сообщал представитель той НКО, которая предполагала воплотить данный проект в течение 1999-2000 годов; сообщается цели, задачи проекта, планируемые результаты.

По желанию организации могли подготовить письменное описание проекта на 2-3 м.п. листах, оно оставалось в оргкомитете для дальнейшего рассмотрения и возможной рекомендации для финансирования в какой-либо из международных фондов, действующих в нашем регионе.

Как показал опыт, для  полноценного проведения ярмарки проектов и презентации  общественных организаций мало одного дня, так как объем информации просто огромный, интересных идей много, желающих участвовать в Форуме и рассказать о своей деятельности также очень много.

 

“Круглые столы”.

Тематика “круглых столов” была определена заранее. Планировались (и были проведены) 3 “круглые стола”:

- “Третий сектор и городское сообщество: новые технологии” (обсуждались формы взаимной поддержки НКО, в том числе материальной; организация общественных фондов; технологии работы самих НКО);

- “Бизнес и НКО” (проблемы благотворительности, спонсорства, меценатства и т.д.);

- “Третий сектор: НКО, средства массовой информации и органы власти” (проблемы организации информационного пространства “третьего сектора”, взаимоотношения,  взаимные интересы и противоречия НКО и органов власти, способы наиболее эффективной организации работы с прессой и органами местного самоуправления).

Количество участников каждого “круглого стола” планировалось в размере 12-15 человек (для более продуктивной работы). Однако в процессе подготовки выяснилось, что практическая каждая организация направила своего представителя для участия в “круглых столах”. Поэтому “круглые столы”  в нашем случае превратились в массовое и достаточно продуктивное обсуждение конкретных городских проблем.

 

4. Каждая организация получила пакет документов в составе:

- справочник НКО Самарской области (в справочник включены данные примерно по 400 областным и местным организациям Самарской области);

- списки (руководителей комитетов и управлений мэрии города, городских средств массовой информации;  дней и мест приема должностных лиц ОМСУ; а также общественных организаций - участников Форума);

- городской бюллетень “Третий сектор, специально подготовленный к Форуму;

- областной бюллетень “ТРИ”;

- проекты итоговых документов: решение Форума; Концепция развития некоммерческих организаций в г.Тольятти; Положение о благотворительной деятельности и благотворительных организациях в г.Тольятти (за основу взято аналогичное положение, действующее в  г. Москве).

 

   5. Результаты Форума.

   Принято решение Форума, в которое  вошла большая часть предложений, высказанных его участниками  и актуальных для нашего города (прилагается). Весь этот пакет документов сейчас рассматривается в городской Думе и мэрии города.  Принято  решение о поддержке общероссийской акции протеста “Мы не требуем льгот, мы требует справедливых налогов!”

   Решено ежегодно проводить аналогичные мероприятия, по возможности, даже многодневные. Как это получится, покажет время, но Форум`98, по мнению его участников и организаторов, удался.

 

РЕШЕНИЕ ФОРУМА НКО (1998 год)

г. Тольятти                                                                                  15 ноября 1998 г.

 

 

Учитывая многолетний опыт деятельности общественных и некоммерческих организаций в городе Тольятти,  широкий спектр выполняемых ими задач,

 

осознавая, что многие проблемы, стоящие перед городом и городским сообществом, не могут быть решены без активного участия объединений его жителей,

 

основываясь на высокой эффективности и рациональности использования ресурсов при выполнении работ общественными и некоммерческими организациями,

 

организации-участники Форума общественных и некоммерческих организаций

 

решили:

 

1. Утвердить проект решения городской Думы (Приложение № 1).

2. Ежегодно проводить Форум общественных и некоммерческих организаций.

3. Поддержать позицию  ТОС-23 Центрального района по вопросу застройки микрорайона и сохранения здания кафе-пельменной “Сосновый бор” как памятника архитектуры 50-х годов.

4. Поддержать инициативу Молодежной Палаты города Тольятти о необходимости проведения городского референдума по вопросу о строительстве магистрали через лесной массив между Автозаводским и Центральным районами города.

5. Отметить необходимость развития товариществ собственников жилья как одну из форм общественных организаций, способствующих развитию города.

6. Утвердить решение Форума некоммерческих организаций с дополнениями и предложениями, представленными организациями - участниками Форума.

7. Утвердить обращение общественных и некоммерческих организаций города Тольятти “Мы не просим льгот, мы просим справедливых налогов!”

 

8. Поручить оргкомитету Форума:

 

8.1. Направить пакет предложений на рассмотрение указанных в решении Форума организаций.  Делегировать право осуществления контроля за доработкой и принятием предложений Форума членам оргкомитета - Общественной Палате  и АНО “Третий сектор”.

8.2. Направить на рассмотрение городской Думы следующие проекты:

- Концепция развития общественных  и некоммерческих организаций города Тольятти (приложение № 2);

- Положение о благотворительной деятельности и  благотворительных организациях в г.Тольятти (приложение № 3).

8.3. Разработать  механизм проведения общественной экспертизы социально значимых проектов, предлагаемых общественными и некоммерческими  организациями, и выдачи рекомендаций для поддержки их органами управления.

8.4. Рассмотреть возможность организации Потребительского союза финансовой взаимопомощи для НКО при содействии ПСФВ “Участие Плюс” с учетом специфики деятельности общественных и некоммерческих организаций.

8.5. Рассмотреть возможность создания службы социальной информации (в том числе образовать неформальный центр НКО для работы со СМИ).

8.6. Разработать механизм заочного голосования по значимым вопросам городской жизни через отрывной купон в печатном издании третьего сектора.

8.7. Рассмотреть вопрос о создании партнерских агентств по организации взаимодействия между секторами (на основании “круглых столов” и семинаров по отраслевым проблемам города, проводимых с участием представителей 3-х секторов городского сообщества).

8.8. На базе Общественной Палаты создать координирующий орган НКО,  выражающий интересы наиболее активной части населения.

8.9. Рассмотреть вопрос о возрождении побратимских  связей на уровне “третьего сектора”.

 

9. Предложить АНО “Третий сектор”.

9.1. Рассмотреть вопрос об издании периодического печатного органа “третьего сектора” города Тольятти.

9.2. Проводить рейтинг коммерческих организаций, участвующих в реализации или финансировании социальных программ.

9.3. Проводить мониторинг городских проблем.

9.4. Рассмотреть вопрос о создании постоянно действующей лаборатории, помогающей НКО реализовывать свои проекты.

9.5. Подготовить сборник по услугам, предоставляемым общественными и некоммерческими организациями.

 

10. Предложить Общественной Палате:

 

10.1. Развивать практику проведения целевых расширенных собраний представителей общественный и некоммерческих организаций и специалистов городских служб по обсуждению социально значимых городских программ и решений.

10.2. Провести общественные слушания по бюджетному посланию мэра, проекту бюджета города Тольятти на 1999 год и исполнению бюджета за 1998 год.

 

11. Предложить Торгово-промышленной палате города:

 

11.1. Провести цикл совещаний с приглашением представителей коммерческих и некоммерческих организаций в целях разработки механизма совместной работы организаций первого, второго  и третьего сектора. На совещаниях рассмотреть предложения Молодежной Палаты (прилагаются).

 

12. Предложить городской Думе:

 

12.1. Создать рабочую группу по доработке проектов нормативных документов, представленных организациями - участниками Форума, и разработке нормативных документов, обозначенных в п. 11.6 - 11.9 настоящего решения. Включить в рабочую группу представителей общественных и некоммерческих организаций, специалистов мэрии города, других заинтересованных организаций с целью доработки представленных документов и вынесения их на рассмотрение городской Думы.

 

12.2. Включить Концепцию развития некоммерческих организаций разделом в Концепцию комплексного социально-экономического развития города.

12.3. Провести обязательное общественное обсуждение и общественную экологическую экспертизу проекта детальной планировки Центральной зоны отдыха и поселка Портовый перед вынесением на рассмотрение Думы.

12.4. Рассмотреть возможность включения кафе-пельменной “Сосновый бор” в перечень историко-культурных памятников.

12.5. Рассмотреть на своем заседании вопрос о проведении городского референдума по вопросу о строительстве магистрали через лесной массив между Автозаводским и Центральным районами города (основание - ст. 101 и 102 Устава города Тольятти и законодательство РФ);

12.6. Разработать следующие нормативные документы:

-  Положение об общегородских конференциях;

- Положение об инвестиционном паспорте города (с учетом предложений Торгово-промышленной палаты);

- Положение об общественном контроле на территории города Тольятти;

12.7. Разработать изменения и дополнения к нормативным документам, регулирующим порядок и условия предоставления муниципальных площадей общественным и некоммерческим организациям;

12.8. Внести изменения в Положение о наружной рекламе, дающие преимущественное право размещения рекламы коммерческим организациям, оказывающим реальную поддержку НКО. Для определения приоритетности создать совет с участием представителей НКО.

12.9. Разработать Положение о порядке оказания поддержки детским и молодежным общественным организациям.

12.10. Создать городской общественный совет по  стратегическому планированию  развития города.

 

13. Предложить мэрии города:

13.1. Разработать и направить на рассмотрение Думы Положение о социальном заказе с учетом предложений НКО и Программу взаимодействия органов местного самоуправления с НКО (с обоснованием социально-экономической деятельности общественных и некоммерческих организаций на территории города, предложениями по объемам, направлениям работ и источникам финансирования).

13.2. Разработать порядок, условия и нормы предоставления льгот по аренде помещений и коммунальным услугам для НКО, в том числе осуществляющих работу по совместным программам с органами местного  самоуправления.

13.3. Разработать механизм финансирования социальных программ коммерческими фирмами из доли средств, перечисляемых ими в местный бюджет;

13.4. Создать Центр общественных и некоммерческих организаций. При создании Центра провести совещания с представителями НКО  для более рационального решения организационных вопросов.

13.5. При планировании архитектурно-культурной среды и озеленении города и его микрорайонов привлекать общественные организации специалистов соответствующего профиля.

 

 

14. Рекомендовать мэрии и городской Думе:

 

14.1. Определить приоритетные направления совместного сотрудничества органов местного самоуправления и НКО на период до 2000 года.

14.2. Развивать практику двусторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве между муниципальными и некоммерческими организациями.13.3. Проводить обязательную общественную экспертизу и обсуждение всех социально значимых городских программ и решений.

14.3. Рассмотреть возможность выкупа либо использования на других правах приватизированных ранее объектов культурного достояния города, в том числе кафе-пельменной “Сосновый бор” (Центральный район, Портпоселок).

14.4. Создать общественную комиссию по внесению изменений в Устав города.

 

По поручению оргкомитета - члены оргкомитета:

 

Князькин В.С. - Общественный фонд “Фонд Тольятти”

 

Макарова Т.В. - Общественная Палата города Тольятти

 

Ряшко А.М. - АНО “Третий сектор”

 

Приложение № 1 к решению  Форума общественных и некоммерческих организаций  (15.11.1998 г.)

 

ТОЛЬЯТТИНСКАЯ

ГОРОДСКАЯ ДУМА

 

г.Тольятти Самарской области

 

РЕШЕНИЕ

 

№____ от __________________________

 

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ

 

подготовлен организациями - участниками

Форума общественных и некоммерческих

организаций  города Тольятти

 

“О предложениях организаций-участников

Форума общественных и некоммерческих

организаций”

Рассмотрев предложения организаций-участников  Форума общественных организаций города Тольятти, городская Дума

решила:

1. Поручить председателю городской Думы (г-н Дроботов А.Н.) сформировать рабочую группу с участием представителей общественных и некоммерческих организаций, специалистов мэрии города, других заинтересованных организаций с целью доработки представленных документов и вынесения их на рассмотрение городской Думы.

2. Предложить мэру города (г-н Жилкин С.Ф.) направить специалистов мэрии в рабочую группу.

3. Поручить рабочей группе представить доработанные документы на рассмотрение городской Думы в 1-м квартале 1999 г.

4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на председателя городской Думы (г-н Дроботов А.Н.)

 

 

Мэр города                                                                                              С.Ф.Жилкин

Председатель городской Думы                                                            А.Н.Дроботов

 

 

Приложение № 2 к решению  Форума общественных и некоммерческих организаций  (15.11.1998 г.)

 

Принята городской Думой в 1-м чтении в 1996 году.

 

КОНЦЕПЦИЯ

развития “третьего сектора”

(общественных и  некоммерческих организаций города Тольятти).

 

1. Основания для разработки Концепции.

 

Законодательной основой для разработки настоящей Концепции является законодательство Российской Федерации, в том числе следующие законы:

- Гражданский кодекс РФ (ст. 50, 117, 120, 121);

- Закон РФ “О некоммерческих организациях”;

- Закон РФ “Об общественных объединениях”;

- Закон РФ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”;

- Закон РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 66);

а также Устав города Тольятти.

 

2. Преамбула.

 

Третий сектор - это  сфера общественной жизни, в которой происходит добровольное объединение членов общества в коллективы для удовлетворения своих духовных и физических потребностей, сходных для всех членов каждого такого коллектива. Структура третьего сектора представляет собой систему общественных и некоммерческих организаций, самостоятельно сформированных населением на основе общих физических, этических  и эстетических интересов либо органами местного самоуправления для выполнения тех же целей.

Объединение людей в общественные или некоммерческие организации носит характер объективной закономерности, обуславливается стоящими перед обществом задачами, решение которых другими способами затруднительно, и составляет процесс самоорганизации общества. “Третий сектор” способен обеспечить стабильное и гармоничное развитие городского сообщества при наличии необходимых информационно-коммуникативных условий и аналитического управленческого аппарата.

Практика показывает, что деятельность подобных организаций продолжается до момента полного исчерпания задач, которые ставились перед организацией при ее создании. При необходимости отдельные организации “третьего сектора” объединяются в ассоциации и союзы для совместного решения сходных задач. Учитывая, что  большая часть задач, выполняемых организациями третьего сектора, относится к категории “непреходящих” и ввиду своего многообразия и специфичности не может быть в полной мере выполнена органами управления, становится понятным, что формирование третьего сектора является одним из важнейших процессов стабилизации общественно-исторической и управленческо-политической жизни общества.

С помощью объединения в общественные и некоммерческие организации жители города получают дополнительную возможность формулировать социальные заказы.  Главным условием для их реализации является активная деятельность самого населения в рамках созданных организаций. Причем наиболее полная реализация  социальных заказов возможна лишь в системе взаимодействия на взаимовыгодных условиях с коммерческими структурами и с органами государственной власти и местного самоуправления.

Представленный в Концепции взгляд на  место и назначение третьего сектора в жизни сообщества в своей основе опирается на существующее законодательство и не выходит за его рамки. Одним из основных принципов при реализации настоящей Концепции является приоритет интересов города как целостного субъекта, над интересами “третьего сектора” как части этого субъекта. Настоящая Концепция носит рамочный характер, и не учитывает структурные и функциональные особенности “третьего сектора” города Тольятти в каждый конкретный момент времени.

 

3. Структура “третьего сектора” г. Тольятти.

 

В настоящее время “третий сектор” города Тольятти представлен организациями, которые можно подразделить на  следующие основные блоки:

а) бюджетные некоммерческие организации и учреждения, действующие в сферах экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки, жилищно-коммунального хозяйства и др. Как правило, они служат выполнению наиболее общих и постоянных задач обеспечения жизнедеятельности городского сообщества, интеграции его членов в сообщество страны;

б) небюджетные некоммерческие организации (в т.ч. общественные объединения). Через эти структуры решаются более специфические, перспективные и легче поддающиеся изменению  задачи в различных сферах и средах городской жизни. Субъекты “третьего сектора” действуют в различных направлениях городской жизни, таких, как: благотворительные, правозащитные, природоохранные, научно-исследовательские, профессиональные, религиозные, национальные, культурные, спортивные, любительские,  образовательные, потребительские, жилищные и др. Уже сегодня можно сделать вывод, что развитие некоммерческого сектора:

- приносит реальное улучшение жизни людей, снижает социальную напряженность в городе;

- предоставляет дополнительные пути для решения проблем, альтернативные тем, которые могут предоставлять органы власти;

- позволяет жителям города в более значительной степени влиять на процесс принятия управленческих решений.

 

4. Задачи “третьего сектора”. 

 

Исходя из вышесказанного, формулируются следующие задачи “третьего сектора” как единого некоммерческого сектора города:

 

4.1. Формирование заявки на социальный заказ населения на основе изучения его потребностей. Передача заявки в органы местного самоуправления с целью размещения социального заказа населения. (Закон РФ “Об общественных объединениях”, ст. 17, 27)

Включает в себя:

- сбор и аналитическую обработку информации о потребностях населения, который производится существующими некоммерческими структурами по направлениям своей деятельности с целью формирования и оформления заявки на социальный заказ населения;

- выявление потребностей населения в сферах деятельности, не охваченных некоммерческими структурами, стимулирование создания некоммерческих структур в выявленных областях деятельности;

- разработку таких принципов и схем взаимодействия с муниципальными и государственными структурами, которые бы обеспечили все стадии работы от восприятия заявки на социальный заказ населения до выполнения этого заказа.

 

4.2. Участие в выполнении социального заказа на договорных условиях (как в качестве исполнителя, так и в качестве заказчика - приемщика работы). (Закон РФ “О некоммерческих организациях” ст. 31 п.1; Закон РФ “Об общественных объединениях” ст. 17, 27; Устав г.Тольятти разд. I, гл. 2, ст. 11)

 

При наличии способностей и возможностей структуры “третьего сектора” принимают на себя исполнение утвержденного социального заказа населения на договорных условиях. При отсутствии необходимых способностей и возможностей социальный заказ может быть передан к исполнению  структурам государственного, муниципального и частного сектора. Некоммерческие структуры в этом случае выступают  в качестве заказчика-приемщика работы. Если же вообще не существует структур, способных выполнить заказ, некоммерческие объединения могут формировать необходимые структуры возможно смешанного состава (общественно-государственные, коммерческо-некоммерческие и т.д.), как временные, так и постоянные.

Некоммерческие организации могут принимать к исполнению социальные заказы, сформулированные государственными, муниципальными и коммерческими структурами.

 

4.3. Поддержка и развитие социально-направленного бизнеса. (Закон РФ “О некоммерческих организациях” ст. 6 п.1; ст. 7 п.2; ст. 8 п.2; ст. 10 п.2; ст. 11 п.1; ст. 24 п.2; Закон РФ “Об общественных объединениях” ст. 37)

Поддержка тех коммерческих и некоммерческих структур, которые направляют свою прибыль на программы социального развития в соответствии с социальным заказом населения. Поддержка осуществляется в виде общественного признания, социальной рекламы и общественной защиты их интересов перед другими структурами.

Наработка схем и создание некоммерческих структур самого “третьего сектора” для получения дополнительных материальных ресурсов, направляемых на выполнение социальных программ.

 

4.4. Наработка механизмов и создание структур общественного анализа деятельности  государственных и муниципальных структур с точки зрения соблюдения ими законодательства и выполнения своих функциональных обязанностей. (Закон РФ “Об общественных объединениях”, ст. 27, 39, 40; Устав г.Тольятти разд. I, гл. II, ст. 11).

Включает в себя:

-  создание и деятельность структур, осуществляющих сбор информации и общественный анализ деятельности государственных и муниципальных структур по различным направлениям;

- направление полученных выводов в соответствующие государственные и муниципальные структуры для ознакомления и принятия мер по устранению недостатков, а также использование юридической и общественной защиты прав некоммерческих  объединений.

 

4.5. Наработка механизмов и создание структур общественного анализа работы коммерческих структур  с точки зрения соблюдения ими законодательства.  (Закон РФ “Об общественных объединениях” ст. 27)

Включает в себя:

- создание структур, осуществляющих общественный анализ результатов деятельности коммерческих структур в сфере потребительских прав, экологии, защиты здоровья работающего населения, создания условий для безопасного труда и т.д.;

- сбор, анализ и обобщение информации о практике взаимодействия некоммерческих структур с коммерческими в указанных направлениях;

- использование юридических и общественных форм борьбы с нарушениями.

 

4.6. Наработка механизмов и создание структур для самоанализа деятельности некоммерческих объединений с точки зрения соблюдения ими законодательства. (Закон РФ “Об общественных объединениях” ст. 15, 29, 38, 41, 42; Закон РФ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” ст. 19; Закон РФ “О некоммерческих организациях” ст. 7 п.п. 2, 3).

Включает в себя:

- создание структур, анализирующих деятельность некоммерческих структур на предмет соответствия их деятельности, особенно предпринимательской, уставным задачам и законодательству;

- обеспечение гласности как самой деятельности некоммерческих структур, так и результатов проведенного анализа;

- использование форм юридического и общественного воздействия к нарушителям.

 

4.7. Делегирование некоммерческими организациями представителей на формирование и защиту бюджета и отчет о его исполнении. (Закон РФ “Об общественных объединениях”,  ст. 17,27; Закон РФ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” разд. III ст. 15, разд. IV ст. 18, Устав г.Тольятти разд. I гл. II ст. 11, разд. VI гл. XXII ст. 106, разд. V гл. XVIII ст. 78).

 

5. Механизм реализации Концепции.

 

Для реализации Концепции поэтапно осуществляются следующие мероприятия:

1. Утверждается должность заместителя мэра по связям с общественностью.

2.  Создается муниципальный центр общественных и некоммерческих организаций, выполняющий роль Института проблем города, со следующими функциями:

- принятие, размещение и контроль за исполнением социальных заказов “третьего сектора”;

- создание и регулярное обновление “банка данных” о существующих некоммерческих организациях по направлениям их деятельности, паспортизация благотворительных организаций;

- создание единого информационного пространства “третьего сектора”, включая информационно-издательскую деятельность;

- деятельность независимой специализированной юридической службы для общественных и некоммерческих организаций;

- координация действий некоммерческих структур в рамках выполнения настоящей Концепции;

- подготовка специалистов для работы в организациях “третьего сектора”;

- организация взаимодействия между организациями “третьего сектора” г.Тольятти и других городов России, а также зарубежных стран, и др.

(Закон РФ “О некоммерческих организациях” ст.31 п.1; Закон РФ “Об общественных объединениях” ст.46; Закон РФ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” разд. IV ст. 21).

 

3. Вводится отдельная строка финансирования работ (услуг)  “третьего сектора” в бюджете.

(Закон РФ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” разд. III, ст.15; разд. IV, ст.18 п.3).

 

4. Разрабатываются необходимые нормативные документы, в том числе такие:

- о системе экономической поддержки “третьего сектора” в г.Тольятти (в том числе налоговых льгот);

- об общегородских конференциях в г.Тольятти;

- о программе поддержки творческих работников и творческих союзов;

- о программе социального партнерства в городе (в сфере труда и занятости);

- и другие по необходимости.

Приложение № 1 к проекту Концепции

 

Справка о количестве организаций 3-го сектора в г.Тольятти

Зарегистрировано организаций по видам их деятельности (на момент принятия Концепции):

 

Направления деятельности

Количество

1

Ассоциации (союзы) организаций

5

2

Спортивные и туристические

61

3

Благотворительные организации  и фонды

136

4

Организации ветеранов и инвалидов

64

5

Научно-исследовательские организации

19

6

Профессиональные организации (образовательные, медицинские и др.)

9

7

Профсоюзы

102

8

Религиозные конфессии (в т.ч. нетрадиционные религии)

30

9

Национально-культурные организации

15

10

Общественно-политические организации

29

11

Детские и молодежные организации

10

12

Культурно-просветительские организации

24

13

Любительские организации (по интересам)

44

 

Примерная структура концепции

 

 

ВВЕДЕНИЕ.            

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1.  Законодательные основы  для разработки Концепции.

1.2. Основные термины, употребляемые в настоящей Концепции.

II.  ЦЕЛИ И  ЗАДАЧИ  КОНЦЕПЦИИ, ПРИОРИТЕТЫ.

2.1. Цели Концепции.

2.2. Задачи Концепции.

2.3. Приоритеты.

III.   МЕХАНИЗМ   РЕАЛИЗАЦИИ   КОНЦЕПЦИИ.

3.1. Этапы реализации Концепции.

3.2. Управление деятельностью по реализации концепции.

3.3. Координация деятельности по реализации Концепции.

3.4. Информационная и аналитическая деятельность.

3.5. Внешняя политика города в направлении реализации Концепции.

3.6. Финансовое и правовое обеспечение реализации Концепции.

3.7. Кадровое обеспечение процесса реализации Концепции. Образование в указанной  сфере.

3.8. Роль общественных и некоммерческих организаций в указанной сфере.

IV.  ОЖИДАЕМЫЙ ЭФФЕКТ.

 

Приложение № 3 к решению  Форума общественных и некоммерческих организаций  (15.11.1998 г.)

 

ПОЛОЖЕНИЕ О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В Г.ТОЛЬЯТТИ

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

 

Статья 1. Предмет регулирования.

Настоящее положение создает условия правового регулирования благотворительной деятельности в г.Тольятти, определяет ее основные цели и гарантирует поддержку со стороны органов власти ее субъектам,  создает условия  для широкого распространения и развития благотворительной деятельности путем экономического стимулирования и морального поощрения субъектов, участвующих в благотворительной деятельности.

Положение определяет порядок получения немуниципальной (негосударственной) некоммерческой организацией статуса “благотворительная” в г.Тольятти и порядок его лишения.  Статус “благотворительная” в г.Тольятти дает право на пользование налоговыми и иными льготами, установленными настоящим Положением или другими нормативно-правовыми актами. Данные льготы предоставляются независимо и сверх льгот, установленных Законами РФ для благотворительных  организаций и других участников благотворительной деятельности.

 

Статья 2. Действующее законодательство о благотворительной деятельности.

2.1. Действующее законодательство о благотворительной деятельности и благотворительных организациях состоит из:

- Конституции РФ;

- Закона РФ “О благотворительных организациях и благотворительной деятельности”;

- законодательства об общественных и не коммерческих организациях и объединениях;

- настоящего Положения, и других нормативно-правовых актов, принимаемых в соответствии с ними.

2.2. Действие настоящего Положения распространяется на  юридические и физические лица, занимающиеся благотворительной деятельностью  в г.Тольятти. Деятельность религиозных организаций (объединений), не имеющих статус “благотворительная” и не претендующих на его получение,  но действующих в соответствии с уставами, зарегистрированными в установленном законодательством порядке, предусматривающем благотворительность как один из видов деятельности, порядок предоставления им льгот и их виды регулируются соответствующими законами РФ и иными нормативными актами.

 

Статья 3. Основные понятия.

Благотворительная деятельность - добровольная деятельность физических и юридических лиц, направленная на оказание безвозмездной помощи нуждающимся лицам и достижение иных социально значимых целей.

Нуждающиеся лица - те, кто не в состоянии удовлетворить собственными силами и деятельностью необходимые материальные и духовные потребности.

Благотворительная организация - негосударственная (немуниципальная) некоммерческая организация (далее - благотворительная организация), имеющая основной целью благотворительную деятельность.

Благотворительная программа - комплекс мероприятий по осуществлению благотворительной деятельности, направленных на  достижение целей, указанных в настоящем Положении.

Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов непосредственно  на благотворительные цели и на содержание благотворительной организации (включая оплату персонала, занятого реализацией программы), этапы и сроки реализации программы.

Благотворительная программа может иметь статус городской, районной либо целевой  городской благотворительной программы, и может утверждаться руководящим органом благотворительной  организации.

Благотворительный грант - целевые средства,  предоставляемые благотворительной организации физическими и юридическими лицами на реализацию благотворительных программ.

Хозяйственные организации, созданные благотворительными  организациями - хозяйственные общества, направляющие свою прибыль на цели благотворительной деятельности, учредителями (участниками) которых являются исключительно благотворительные организации.

 

Статья 4. Участники благотворительной деятельности.

 

Участниками благотворительной деятельности являются физические и юридические лица:

- субъекты, осуществляющие деятельность по достижению благотворительных целей (жертвователи, добровольцы, благотворительные организации);

- получатели, на которых направлена благотворительная деятельность.

Жертвователи -  участники благотворительной деятельности, осуществляющие свою благотворительную деятельность, делая благотворительное пожертвование  в следующих формах:

- наделение правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности путем дарения или иной безвозмездной передачи;

- безвозмездное предоставление услуг, проведение работ жертвователями - юридическими и физическими лицами.

Жертвователь имеет право определить цели и порядок использования его пожертвования.

Доброволец - физическое лицо, осуществляющее благотворительную деятельность в форме предоставления своего безвозмездного труда, безвозмездного оказания услуг (проведения работ).

Получатели - физические и юридические лица, получающие благотворительные пожертвования, помощь от добровольцев. Функции по передаче благотворительных пожертвований от субъектов благотворительной деятельности к получателям могут осуществляться благотворительными организациями.

 

Статья 5. Цели благотворительной деятельности.

 

В городе Тольятти социально значимыми целями благотворительной деятельности , регулируемыми настоящим Положением, признаются:

- поддержка и реализация программ и мероприятий, направленных на оказание материальной помощи, медицинскую и социальную реабилитацию малообеспеченных, безработных, лиц, нуждающихся в попечении, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих интеллектуальных и физических особенностей испытывают затруднения в реализации своих прав и законных интересов;

- оказание  помощи пострадавшим от стихийных бедствий, экологических, промышленных и иных катастроф, в результате этнических и иных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

- Организация рабочих мест для граждан, нуждающихся в особой социальной защите, в том числе для увольняемых в запас военнослужащих и членов их семей, а также содействие их профессиональному обучению, переобучению и трудоустройству;

- поддержка и реализация программ м мероприятий, направленных на укрепление престижа и роль семьи в обществе и государстве, в защиту материнства, детства и отцовства;

- поддержка и реализация программ и мероприятий, направленных на содействие духовному развитию человека в сферах просвещения, образования, науки, культуры, искусства;

- поддержка и реализация программ и мероприятий в сферах профилактики  и охраны здоровья, физкультуры и спорта по месту жительства;

- благоустройство дворов, оборудование мест отдыха для пенсионеров и детей;

- охрана окружающей среды, природного наследия и природного разнообразия, защита животных от жестокого обращения, оказание ветеринарной помощи животным, оставшимся без хозяев, и защита животных;

- охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческую, культурную и природоохранную значимость, а также мест захоронения;

- взаимопомощь граждан, входящих в категорию лиц, на которых может быть направлена благотворительная деятельность;

- оказание поддержки сотрудникам правоохранительных органов и налоговой полиции, пострадавшим при исполнении служебных обязанностей, а также членам семей указанных лиц, потерявшим кормильца при исполнении им служебных обязанностей.

 

РАЗДЕЛ 2. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

 

Статья 6. Организационно-правовые формы благотворительных организаций.

Благотворительные организации могут создаваться в следующих организационно-правовых формах, предусмотренных Законодательством РФ для общественных и некоммерческих

организаций с учетом установленных Законодательством ограничений:

- благотворительная общественная организация (объединение);

- благотворительная религиозная организация (объединение);

- благотворительный фонд;

- благотворительное учреждение;

- благотворительная ассоциация (союз) - объединение благотворительных организаций.

Требования к созданию, деятельности, реорганизации и ликвидации таких организаций устанавливаются законодательством РФ.  Учредителями благотворительных фондов, собственниками благотворительных учреждений и членами благотворительных ассоциаций (союзов) не могут быть органы государственной власти и местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения.

 

Статья 7. Регистрация и паспортизация благотворительной организации.

Государственная регистрация организаций, имеющих намерение заниматься благотворительной деятельностью, осуществляется в соответствии с законодательством РФ. 

Организации, имеющие права юридических лиц, занимающиеся более года на территории г.Тольятти деятельностью, цели которой соответствуют указанным в настоящем Законе, и направленной на решение социально-значимых проблем непосредственно в городе Тольятти, могут получить статус “благотворительная” в г.Тольятти. Статус предоставляется городским Благотворительным советом и удостоверяется Паспортом благотворительной организации. Статус организации не зависит от наличия или отсутствия слова “благотворительная” в ее названии и Уставе, а определяется соответствием целей и задач организации, других уставных норм и фактической деятельности настоящему Положению.

Получение Паспорта осуществляется исключительно по инициативе организации. Его отсутствие не препятствует предоставлению ей льгот, которые могут быть установлены законами РФ, и дополнительных льгот, установленных для общественных и некоммерческих организаций другими нормативными актами.

Статья 8. Источники формирования имущества и дохода благотворительной организации.

Источниками формирования имущества и дохода благотворительной организации, поскольку это не противоречит ограничениям, установленным Законодательством РФ для ее организационно-правовой формы, могут быть:

- членские взносы;

- вклады учредителей;

- добровольные пожертвования и благотворительные гранты;

- доходы от внереализационных операций, включая доходы от акций и других ценных бумаг;

- поступления от мероприятий по привлечению ресурсов, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с действующим законодательством, реализация имущественных пожертвований в соответствии с пожеланиями жертвователей и в порядке, предусмотренном действующим Законодательством;

- поступления из бюджета и внебюджетных фондов;

- доходы от предпринимательской деятельности, в том числе от созданных благотворительной организацией хозяйственных организаций;

- труд работников и добровольцев организации;

- другие источники доходов, предусмотренные законодательством РФ и связанные с осуществлением благотворительной организацией основной деятельности;

- благотворительная организация вправе осуществлять  предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана.

 

Статья 9. Использование имущества благотворительной организации.

Благотворительная организация может совершать в отношении находящегося в ее собственности или на ином вещном праве имущества любые сделки, не противоречащие Законодательству РФ, уставу организации и указаниям жертвователя.

Никакая часть имущества благотворительной организации не может быть продана, передана в пользование, сдана в аренду учредителям, членам, штатным работникам организации,

членам ее руководящих органов и предприятиям (организациям), находящимся в собственности благотворительной организации, иначе чем на равных с другими лицами условиях.

Учредители, члены благотворительной организации и ее руководящих органов не вправе изымать имущество благотворительной организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Статья 10. Расходование средств благотворительной организации.

Средства благотворительной организации могут расходоваться на благотворительные цели и на содержание благотворительной организации. После уплаты всех причитающихся в соответствии с действующим законодательством платежей в бюджет на благотворительные цели должно быть использовано не менее восьмидесяти процентов  доходов:

- от внереализационных мероприятий, включая доходы от акций и других ценных бумаг;

- от мероприятий по привлечению ресурсов;

- от хозяйственных организаций, созданных благотворительной организацией, полученных за счет предоставленных им льгот;

- от предпринимательской деятельности.

Не менее восьмидесяти процентов пожертвования должно быть использовано на благотворительные цели. Целевые пожертвования, направляемые на реализацию благотворительной программы, используются в соответствии с условиями этого пожертвования.

Поступления из бюджета и внебюджетных фондов должны быть израсходованы на благотворительные цели полностью.

Ограничение затрат на заработную плату не распространяется на оплату труда лиц, занятых в благотворительных программах.

Средства, затраченные по публикацию отчета о деятельности благотворительной организации, а также на проведение обязательной аудиторской проверки деятельности благотворительных фондов, засчитываются в качестве расходов на благотворительные цели.

Благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество  для поддержки и оказания помощи коммерческим предприятиям, политическим партиям, движениям и группам, на проведение избирательных кампаний.

 

Статья 11. Контроль жертвователей и общественности за деятельностью благотворительной организации.

 

Размеры и структура доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, расходах, численности и структуре кадров, оплате труда и привлечении добровольцев не могут быть предметом коммерческой тайны.

Благотворительная организация  обязана предоставить жертвователю  документально подтвержденную информацию  об использовании его пожертвования.  Распространение информации о деятельности благотворительной организации осуществляется путем:

- публикации ежегодных отчетов либо предоставлении и регистрации отчета в библиотеке городского Благотворительного совета, где он хранится не менее пяти лет;

- публикации городским Благотворительным советом сведений о выдаче, приостановлении действия и аннулировании паспортов благотворительных организаций;

- внесения в Паспорта благотворительных организаций сведений о нарушениях ими действующего законодательства.

Требования жертвователей и общественности об устранении нарушений благотворительными организациями настоящего Положения и законодательства РФ реализуются:

- государственными контрольными органами либо в судебном порядке в соответствии с законодательством;

- городским Благотворительным советом в порядке, предусмотренном настоящим Положением.

Обобщением информации о деятельности благотворительной организации  занимается городской Благотворительный совет. По результатам обобщения выносится решение о продлении срока действия, приостановлении либо аннулировании Паспорта благотворительной организации.

Статья 12. Городской Благотворительный совет.

Городской Благотворительный совет формируется из представителей органов местного самоуправления, благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном порядке, и общественности.

Порядок формирования, деятельности, структура,  полномочия и другие вопросы деятельности Совета определяются Положением о Совете, которое утверждается постановлением мэра города. Председателем Совета является мэр города либо лицо, им уполномоченное.

Задачами городского Благотворительного совета являются в том числе:

- выявление потребности в оказании помощи проживающим в городе гражданам и создание финансового фонда для удовлетворения  этих потребностей силами благотворительных организаций;

- экспертиза и утверждение различных городских благотворительных программ,

- связь со средствами массовой информации и пропаганда деятельности благотворительных организаций, формирование позитивного общественного мнения по отношению к благотворительной деятельности;

- решение вопросов о паспортизации организаций, претендующих на статус “благотворительная” в городе Тольятти, в пределах своей компетенции;

- координация деятельности организаций, имеющих статус “благотворительная” в городе Тольятти;

- информационная, методическая и юридическая поддержка благотворительных организаций;

- экспертно-аналитическая деятельность по разработке нормативных документов, служащих  поддержке и развитию благотворительной деятельности;

- ведение городского Реестра благотворительных организаций;

-  проведение между благотворительными организациями конкурсов на право участия в реализации социальных и муниципальных заказов на выполнение городских программ;

- публикация в печати сведений о выдаче, аннулировании, приостановлении действия паспортов благотворительных организаций.

 

Статья 13.  Поддержка благотворительной деятельности.

Органы местного самоуправления города Тольятти признают общественную значимость благотворительной деятельности и оказывают поддержку организациям, имеющим статус “благотворительная “ в городе Тольятти в следующих формах:

- предоставления предусмотренных нормативно-правовыми документами города Тольятти льгот по местным налогам и сборам, а также налогам и сборам вышестоящих бюджетов в части, зачисляемой в консолидированный бюджет города Тольятти;

- преимущественного предоставления благотворительным организациям в аренду помещений для их деятельности, выделения земельных участков в соответствии с устанавливаемыми органами местного самоуправления квотами;

- предоставления благотворительным организациям льгот по оплате аренды помещений, используемых для их деятельности, либо освобождения от арендной платы, с учетом видов деятельности, численности персонала и обслуживаемого населения в соответствии с нормативами, устанавливаемыми городской Думой;

- предоставления благотворительным организациям, занимающимся видами деятельности, подлежащими лицензированию, льгот в виде установления упрощенной процедуры продления сроков действия лицензий, предоставления отсрочки и снижения размеров платы за рассмотрение заявления и выдачу лицензии;

- преимущественного предоставления благотворительным организациям права на участие в реализации городских программ;

- установление тарифов за пользование услугами связи с размерах, установленных для населения;

- установление тарифов на оплату коммунальных услуг в размерах, предусмотренных для бюджетных организаций.

Любые изъятия благотворительных пожертвований в организацию, имеющую статус “благотворительной” в городе Тольятти, не допускаются, за исключением случаев нецелевого использования данных средств.

Для скоординированной реализации благотворительной  деятельности в городе Тольятти городским Благотворительным советом разрабатывается комплексная городская благотворительная Программа, составленная на основе предложений отдельных благотворительных организаций и жертвователей. Порядок, сроки разработки и экспертизы Программы  утверждаются городским Благотворительным советом числом голосов не менее чем 2/3 от общего количества его членов.

Для поднятия статуса используемых благотворительной деятельности органы местного самоуправления осуществляют следующий комплекс мероприятий по моральному поощрению субъектов благотворительности:

- по представлению городского Благотворительного совета  субъекты благотворительной деятельности, внесшие наибольший вклад в ее осуществление, могут награждаться знаками отличия и почетными званиями;

- городской Благотворительный совет может утверждать собственные знаки отличия и почетные звания для субъектов благотворительной деятельности, и награждать ими.

 

Статья 14. Предоставление льгот благотворительным организациям и жертвователям и лишение их льгот.

Порядок и виды льгот, предоставляемых благотворительным организациям и жертвователям, а также порядок их изменения и лишения, устанавливаются городским Благотворительным советом. Право на льготы благотворительной организации, созданных ею хозяйственных организаций прекращается с момента прекращения действия Паспорта. Действие Паспорта прекращается в случаях:

- аннулирования Паспорта городским Благотворительным советом или по решению суда;

- истечения срока действия Паспорта;

- приостановления действия Паспорта;

- отказа городского Благотворительного совета в продлении срока действия паспорта.

 

Лишение благотворительного статуса не влечет возвращения средств, уплаты налогов и выплаты компенсаций за пользование льготами, полученными на основании благотворительного статуса организацией и жертвователем.

Не допускается предоставление  налоговых и иных льгот в исключительном порядке конкретным организациям и жертвователям.

Жертвователи имеют право на льготы при направлении ими средств в городские благотворительные организации или на финансирование городских благотворительных программ.

 

Статья 15. Городская благотворительная программа.

Городская благотворительная программа утверждается городским Благотворительным   советом. Она включает:

- цели программы с точным перечнем получателей, их категорий либо иного определения, обеспечивающего адресность направления средств;

- перечень мероприятий, обеспечивающих их достижение;

- этапы и сроки реализации программы;

- ожидаемые результаты;

- смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов;

- перечень исполнителей программы;

- механизм контроля за целевым использованием поступающих на выполнение программы средств.

Предложения в городскую благотворительную программу могут предоставляться любыми юридическими и физическими лицами и должны быть рассмотрены в обязательном порядке при условии их соответствия указанным требованиям.

Жертвователям, финансирующим городские благотворительные программы, могут быть предоставлены дополнительные льготы, предусматриваемые местными нормативно-правовыми документами.

Расходы благотворительной организации на финансирование городских благотворительных программ являются расходами на благотворительные цели независимо от их структуры.

Экспертиза программы проводится в обязательном порядке перед ее утверждением. Положение об экспертизе разрабатывается и утверждается городским Благотворительным советом. Решение об утверждении программы может быть принято числом голосов не менее 2/3 от списочного состава членов совета.

 

Статья 16. Паспортизация благотворительной организации.

Устанавливается единый порядок паспортизации благотворительных организаций. Форма, содержание,  порядок выдачи, приостановления и аннулирования Паспорта благотворительной организации, а также другие вопросы, связанные с оформлением статуса городской благотворительной организации,  устанавливаются городским Благотворительным советом.

 

Статья 17. Порядок разрешения споров.

 

Отказ в выдаче  или продлении срока действия Паспорта благотворительной организации, его аннулирование может быть обжаловано в установленном законами РФ судебном порядке. При рассмотрении споров по этим вопросам в суде, арбитражном суде ответчиком выступает Благотворительный совет.

В случае, если решение об отказе в выдаче или продлении срока действия паспорта, его аннулирование будет признано неправомерным в судебном порядке, а также при приостановлении действия Паспорта и последующем отказе в удовлетворении иска о его аннулировании убытки, понесенные организацией, возмещаются за счет городского Благотворительного совета.

 

ОБРАЩЕНИЕ

общественных и некоммерческих организаций города Тольятти

15.11.1998 г.

 

"МЫ НЕ ПРОСИМ ЛЬГОТ, МЫ ПРОСИМ СПРАВЕДЛИВЫХ НАЛОГОВ!"

 

Спикеру Государственной Думы РФ

г-ну Селезневу Г.Н.

Депутату Государственной Думы РФ от города Тольятти

г-ну Морозову А.Т.

Председателю Самарской губернской Думы

г-ну Ковальскому Л.И.

Губернатору Самарской области

г-ну Титову К.А.

Председателю Комитета Государственной

Думы РФ по бюджету и налогам

г-ну Жукову А.Д.

Руководителям фракций Государственной Думы РФ:

г-ну  Зюганову Г.А. (фракция КП РФ)

г-ну Шохину А.Н. (фракция НДР)

г-ну  Явлинскому Г.А. (фракция “Яблоко”)

г-ну Жириновскому В.В. (фракция ЛДПР)

г-ну Морозову О.В. (фракция “Российские регионы”)

г-ну Харитонову Н.М. (Аграрная фракция)

г-ну Рыжкову Н.И. (фракция “Народовластие”)

 

 

В июле 1998 года Государственная Дума приняла в трех чтениях Общую часть Налогового Кодекса РФ, в которой некоммерческие организации приравнены в своем налоговом статусе к коммерческим организациям. Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам приступил к обсуждению новых законов по налогам, которые в существующей сегодня редакции ставят под угрозу существование некоммерческих организаций нашего города и всей России.

Считаем необходимым отметить, что некоммерческие организации существуют не для извлечения прибыли, а для решения социально значимых вопросов. Тем самым НКО снижают социальную напряженность в обществе и помогают государству решать социальные проблемы, привлекая на эти цели внебюджетные источники. Сегодня существует реальная опасность, что в новых налоговых законах особенности некоммерческих организаций не будет учтены. Это приведет к гибели большинства НКО. Обложение налогами наравне с коммерческими организациями не увеличит поступлений в государственный бюджет, так как лишь очень не многие из существующих сегодня некоммерческих организаций в состоянии заплатить налоги наравне с коммерческими организациями. Обложение налогами пожертвований приведет к сокращению благотворительных пожертвований и подорвет основу российской благотворительности. Вследствие гибели НКО на госбюджет лягут дополнительным бременем расходы по социальному обеспечению уязвимых категорий граждан (инвалидов, пенсионеров, других социально незащищенных категорий людей), получающих помощь от НКО. Прекратится деятельность некоммерческих организаций культуры, искусства, образования, просвещения, науки, чего нельзя допустить.

Наконец, государству грозит рост безработицы от 2-х до 4-х процентов, так как на улице окажется большое количество работников НКО. Кроме того, государство потеряет налоговые поступления в виде подоходного налога и поступлений во внебюджетные фонды с фонда оплаты труда, реально выплачиваемые сегодня некоммерческими организациями.

 

Общественные и некоммерческие организации  города Тольятти обращаются к вам с просьбой учесть особый статус некоммерческих организаций - организаций, ориентированных не на извлечение прибыли, а решающих социально значимые проблемы путем привлечения и целевого использования внебюджетных средств, при принятии нового налогового законодательства.

Общественные и некоммерческие организации города Тольятти выполняют большое количество социально значимых задач в самых разных областях городской жизни. На данный момент времени в городе зарегистрировано и действует следующее количество некоммерческих организаций:

Ассоциации (союзы) организаций - 5;

Спортивные и туристические - 61;

Благотворительные организации - 136;

Организации ветеранов и инвалидов - 64;

Научно-исследовательские и экологические  организации - 19;

Профессиональные организации (образовательные, медицинские и др.)  - 9;

Профсоюзы - 102;

Национально-культурные организации  - 15;

Общественно-политические организации - 29;

Детские и молодежные организации  - 10;

Культурно-просветительские организации - 24;

Любительские организации (по интересам) - 44.

 

Некоммерческие организации не просят исключительных льгот, они просят справедливого налогообложения! Зарубежный опыт, в том числе опыт стран бывшего соцлагеря, показывает целесообразность выделения некоммерческих организаций в специальную категорию налогоплательщиков, с учетом их неприбыльного (некоммерческого статуса) и огромной социальной значимости. Ослабляя налоговое бремя для НКО и создавая благоприятные условия для благотворительности, государство вполне в состоянии усилить контроль за целевым использованием средств, получаемых НКО, и поставит барьер на пути злоупотреблений.

Мы просим  вас защитить права ваших избирателей, представляя в Думе общественные интересы, и сделать все зависящее от вас, чтобы не допустить ужесточения налогообложения некоммерческих организаций при рассмотрении проекта Налогового Кодекса. Просим вас выразить свою отношение к проблеме и защитить общественные интересы при обсуждении вопроса на заседаниях рабочих групп Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, и при обсуждении налоговых законопроектов на заседаниях Думы.

Список и подписи представителей организаций, подписавших это обращение, прилагаются.

 

По поручению оргкомитета - члены оргкомитета:

 

Князькин В.С. - Общественный фонд “Фонд Тольятти”

 

Макарова Т.В. - Общественная Палата города Тольятти

 

Ряшко А.М. - АНО “Третий сектор”

 

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ

в Форуме некоммерческих организаций г.Тольятти

 

1. Полное наименование организации: ___________________________________________________________________

2. Адрес: индекс _______________________________________________________________________________________

3. Ф.И.О. и должность руководителя ____________________________________________________________________

4. Телефон/факс ___________________________________________ E-mail:_____________________________________

5. Ф.И.О. и должность лиц, представляющих организацию на Форуме НКО (два человека):

   1. _____________________________________________________________________________________________

   2. _____________________________________________________________________________________________

6. Деятельность организации за последние два года (не более пяти предложений):

______________________________________________________________________________________________________

7. Достигнутые результаты:

______________________________________________________________________________________________________

8. Источники финансирования организации (по желанию):      _____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

9. Какие коммерческие предприятия оказывали вашей организации финансовую и/или материальную помощь? Пожалуйста, укажите, какие проекты они поддержали

______________________________________________________________________________________________________

10. Получала ли Ваша организация грантовую поддержку от благотворительных фондов? От каких именно?

______________________________________________________________________________________________________

11. На Форуме НКО будет проведена ярмарка программ и проектов некоммерческих организаций. Если ваша организация планирует реализовать в 1999 году некоммерческий проект, просим подготовить 10-15-минутное выступление о проекте, а также подготовить письменное описание проекта (2-3 м.п. листа). На титульном листе должны быть указаны: а) название организации; б) адрес и телефоны; в) ф.и.о. руководителя организации; г) название проекта; д) год реализации  проекта. Один экземпляр, пожалуйста, подготовьте для предоставления в “Фонд Тольятти” и АНО “Третий сектор”.

 

12. Для презентации организации просим подготовить текстовую и фото-информацию о деятельности организации, в том числе:

- дата создания организации;

- руководящие органы (Ф.И.О., телефоны, адрес местонахождения);

- связи с аналогичными организациями в России и за рубежом (если есть);

- цели и задачи деятельности;

- основные мероприятия, проведенные в городе (дата, название мероприятия, поставленные цели и достигнутые результаты).

 

Какой проект реализует организация в данное время? (В случае большого количества проектов приложите к заявке дополнение).

12.1 Название проекта _________________________________________________________________________________

12.2. Цели и задачи проекта ____________________________________________________________________________

12.3 Планируемые результаты __________________________________________________________________________

13. Примет ли Ваша организация участие в работе “круглых столов”? (нужное подчеркнуть)

а) “Третий сектор и городское сообщество: новые технологии”                    ДА              НЕТ

Тема: - существующее положение, проблемы взаимоотношений

           - приоритетные направления и перспективы развития Фонда Тольятти

           - НКО и развитие Фонда

Какие еще вопросы Вы хотели бы обсудить?

 

б) “Бизнес и третий сектор”                                                                                 ДА               НЕТ

Тема: - проблемы взаимоотношений с коммерческими структурами

           - дополнительные резервы - безвозмездный труд добровольцев

Какие еще вопросы Вы хотели бы обсудить?

 

в) “Межсекторное взаимодействие:  НКО, органы власти и СМИ”               ДА               НЕТ

Тема: - государственная поддержка НКО

           - налоговые льготы НКО

           - пакет документов “О статусе НКО в г.Тольятти”: городской закон “О поддержке благотворительных организаций в г.Тольятти”; паспортизация благотворительных организаций и программ в городе Тольятти

           - Освещение в СМИ деятельности НКО

           - организация совместных акций НКО и СМИ, направленных на реализацию социальных проектов.

Какие еще вопросы Вы хотели бы обсудить?

14. Заполненную заявку следует предоставить до 26 октября 1998 г. по адресам:

 

Автозаводский район:

Приморский б-р, 29, Управление по работе с молодежью, Гудалину Вячеславу Юрьевичу или Ряшко Анатолию Михайловичу. Тел. 34-14-29, факс 34-53-70

 

Центральный район:

Центральная площадь, 4, каб.3 Макаровой Татьяне Викторовне. Тел. 23-41-31

 

15. Заявку на участие в Форуме

некоммерческих организаций заполнил:                                 .............................................................................

                                                                                М.П.                        Ф.И.О.                        должность

 

ПРОТОКОЛ   РАБОЧЕГО   СОВЕЩАНИЯ

по вопросу о реализации решения Форума общественных и некоммерческих организаций

от 28.01.1999 г.

 

Присутствовали:

1.          Дроботов А.Н. - председатель городской Думы;

2.          Вахтин А.И. - директор АУ городской Думы;

3.          Бородин А.Н. - начальник  юридического отдела городской Думы;

4.          Иглин В.Б. - координатор Общественной Палаты;

5.          Макарова Т.В. - координатор Общественной палаты, член оргкомитета Форума-НКО`98;

 

РЕШИЛИ:

Заслушав и обсудив решение Форума общественных и некоммерческих организаций г.Тольятти от 15.11.1998 г. (далее - Форума), участники рабочего совещания решили:

1. Одобрить план реализации решения Форума (Приложение № 1).

2. На основании Договора о сотрудничестве Думы г.Тольятти и Общественной Палаты г.Тольятти № 22-7/97 от 18.02.97 г. (п.2.1.1)

2.1. Общественной Палате организовать доработку предложений Форума согласно прилагаемого плана и вынести их на рассмотрение городской Думы в установленные в плане сроки;

2.2. городской Думе оказать  необходимое информационное и организационное содействие Общественной Палате в доработке решений Форума.

3. Вернуться к рассмотрению вопроса о ходе реализации решения Форума общественных и некоммерческих организаций  в сентябре 1999 г.

4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на Общественную Палату города Тольятти.

 

 

Подписи

 

ПЛАН   РЕАЛИЗАЦИИ   РЕШЕНИЯ

Форума общественных и некоммерческих организаций

г.Тольятти (1998 г.)

 

Мероприятие

Возможные участники рабочей группы

Срок

1.            Доработать Концепцию развития общественных  и некоммерческих организа­ций города Тольятти

ТПП

Ассоциация профсоюзных организаций города

Объединение “Общественная инициатива”

АУ городской Думы

1 кв. 99 г.

2.            Определить приоритетные направления со­вместного сотрудничества органов местного самоуправления и НКО на период до 2000 года.

(вопрос разрабатывается в рамках Концепции развития общественных и некоммерческих организаций)

1 кв. 99 г.

3.            Разработать Положе­ние об общегородских конференциях

ТПП

Ассоциация профсоюзных организаций города

Объединение “Общественная инициатива”

АУ городской Думы

1 кв. 99 г.

4.            Внести изменения и допол­нения к нормативным до­кументам, регулирующим порядок и условия предос­тавления муниципальных площадей общественным и некоммерческим организа­циям;

-“-

КУМИ

1 кв. 99 г.

1.            Разработать Положение об инвестиционном паспорте города

ТПП

Ассоциация профсоюзных организаций города

3 кв. 99 г.

2.            Рассмотреть возмож­ность выкупа либо ис­пользования на других правах приватизиро­ванных ранее объектов культурного достояния города, в том числе кафе-пельменной “Сосновый бор” (Центральный район, Портпоселок).

Управление культуры

ТОС-23

Служба по охране памятников

 

 

2 кв. 99 г.

3.            Рассмотреть возмож­ность включения кафе-пельменной “Сосновый бор” в пе­речень историко-куль­турных памятников.

-“-

2 кв. 99 г.

4.            Доработать Положение о благотворительной деятельности и  благотворительных органи­зациях в г.Тольятти

ТПП

2 кв. 99 г.

5.            Разработать Положение об общественном контроле на территории города Тольятти;

ТПП

Ассоциация профсоюзных организаций города

“Общественная инициатива”

2 кв. 99 г.

6.            Разработать Положение о порядке оказания поддержки детским и молодежным общест­венным организациям.

Комитет по делам молодежи

Молодежная Палата

2 кв. 99 г.

7.            Разработать Положение о социальном заказе

ТПП

Ассоциация профсоюзных организаций города

3 кв. 99 г.

8.            Внести изменения в Положение о наружной рекламе, дающие преимущественное право размеще­ния рекламы коммерческим организациям, оказывающим реальную поддержку НКО

ТПП

3 кв. 99 г.

9.            Создать городской общественный совет по  стратегическому планированию  раз­вития города.

ТПП

 

 

3 кв. 99 г.

10.         Создать общественную комиссию по вне­сению изменений в Устав города.

ТПП

Ассоциация профсоюзных организаций города

“Общественная инициатива”

3 кв. 99 г.

 

 

Hosted by uCoz