1999 год
ФОРУМ общественных и некоммерческих
организаций города Тольятти
“НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ: В ТРЕТЬЕ
ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ БЕЗ ВОЙН И КОНФЛИКТОВ!”
Участвовало –
132 человека (представителей более чем 120 НКО г.Тольятти)
ПОЛОЖЕНИЕ
о ежегодном Форуме НКО в г.Тольятти
1. Общие положения.
1.1. Форум общественных и некоммерческих организаций (далее - Форум) в г.Тольятти проводится ежегодно в г.Тольятти с целью развития и укрепления общественных связей.
1.3. Гостями Форума могут быть любые организации и лица по предварительной договоренности с Оргкомитетом.
1.4. Время, место, тематика и программа Форума устанавливаются оргкомитетом ежегодно.
На основании решения Оргкомитета о тематике и программе очередного Форума Оргкомитет разрабатывает ежегодные дополнения к настоящему Положению.
2. Оргкомитет Форума.
2.1. Организацией и проведением Форума занимается Оргкомитет, который формируется из представителей организаций, подписавших Соглашение о совместной деятельности по организации и проведению Форума (далее - Соглашение), в количестве одного представителя от каждой организации (Приложение № 1 к настоящему Положению - соглашение о создании Оргкомитета).
2.2. Оргкомитет возглавляется председателем (либо сопредседателями), избираемым из числа членов оргкомитета. Оргкомитет решает все текущие вопросы, связанные с подготовкой и проведением Форума.
2.3. Основное представительство Оргкомитета находится по адресу (…)
2.4. Оргкомитет начинает свою работу после подписания Соглашения первыми тремя организациями, и заканчивает работу по окончании Форума и выполнении всех договорных обязательств.
2.5. По всем вопросам, выносимым на рассмотрение Оргкомитета, простым большинством голосов принимаются решения. Решения оформляются протоколом и подписываются председателем (сопредседателем) Оргкомитета.
2.6. В подготовке Форума могут принимать участие любые заинтересованные лица и организации (в том числе коммерческие). Их полномочия и обязанности закрепляются в договорах о намерениях, заключенных с Оргкомитетом (приложение № 2 - Договор о намерениях). Эти лица и организации могут по желанию участвовать только в тех в заседаниях Оргкомитета, на которых рассматриваются вопросы, закрепленные в Договоре.
2.7. Распределение обязанностей между членами Оргкомитета закрепляются его решением.
2.8. В основные обязанности Оргкомитета входит:
- установление (ежегодное) тематики и программы Форума;
- организационно-техническая работа (оповещение; установление контактов с предполагаемыми участниками Форума; сбор заявок; разработка программы, плана подготовки, графика работы; составление списка участников Форума и др.);
- подготовка первичных и итоговых документов Форума;
- заключение Договоров о намерениях;
- привлечение финансовых средств для подготовки и проведения мероприятий Форума;
- утверждение сметы расходов по подготовке и проведению Форума и отчета о ее исполнении.
2.9. Организаторы, входящие
в состав Оргкомитета, по итогам работы Форума могут получить вознаграждение.
Решение о выплате вознаграждения принимается Оргкомитетом по итогам Форума.
3. Участники
Форума.
3.1. В Форуме принимают участие общественные и некоммерческие организации города Тольятти, других городов России и зарубежных стран, творческие коллективы и инициативные группы граждан, предоставившие необходимые материалы для участия в Форуме не позднее установленной Оргкомитетом даты.
3.2. Порядок представительства организаций-участников Форума устанавливается, исходя из ежегодной тематики Форума. Формы участия в Форуме муниципальных и государственных некоммерческих организаций, политических и религиозных объединений оговариваются отдельными условиями, утверждаемыми Оргкомитетом ежегодно, исходя из установленной Программы Форума.
3.3. Для участия в Форуме общественные и некоммерческие организации, действующие в городе Тольятти:
1) предоставляют:
а) заявку установленной формы (Приложение № 1);
б) иллюстрированный буклет либо рекламный проспект о своей организации;
2) принимают участие в подготовительных мероприятиях (по приглашению Оргкомитета).
3.4. Для участия в Форуме иногородние и зарубежные организации предоставляют заявку на участие и краткую информацию о своей организации. Поддерживается делегирование для участия в Форуме полномочных представителей от группы НКО, действующих в пределах одного муниципального образования или выполняющих однотипные задачи.
3.5. Оргкомитет вправе установить дифференцированный оргвзнос для участия в Форуме.
4. Проведение Форума.
4.1. Форум проводится ежегодно в течение одного-трех дней в зависимости от Программы. График работы Форума составляется Оргкомитетом после получения всех заявок на участие в Форуме.
4.2. Тематика (общая идея) Форума определяется ежегодно, исходя из общественно-гражданской ситуации и актуальных задач развития “третьего сектора” в г.Тольятти. В соответствии с тематикой Оргкомитет ежегодно разрабатывает Программу Форума.
4.3. Программа Форума, как правило, включает в себя общую часть, “круглые столы”, тренинги, консультации для участников, выставки, культурную часть и другие необходимые мероприятия.
4.3. По итогам Форума вырабатываются соответствующие рекомендации и проекты нормативно-правовых документов, выносимые в дальнейшем на рассмотрение органов местного самоуправления и органов власти соответствующего уровня.
4.4. Для проведения всех необходимых финансовых операций Оргкомитет использует счета (…)
Приложение № 1
к Положению о ежегодном
Форуме НКО в г.Тольятти
СОГЛАШЕНИЕ о совместной деятельности по организации и
проведению международного Форума
общественных и некоммерческих (негосударственных) организаций
Тольятти,
Мы, нижеподписавшиеся, полномочные представители организаций,
преследуя цель развития международных общественных связей на уровне общественных и некоммерческих (негосударственных) организаций;
и для решения следующих задач:
ü выработка стратегии и программ совместной работы общественных и некоммерческих организаций различных городов и государств;
ü выработка проекта Декларации об общественном согласии;
ü заключение Договоров о намерениях с общественными и другими организациями различных городов и государств;
договариваемся о совместной деятельности по подготовке и проведению международного Форума общественных и некоммерческих (негосударственных) организаций (далее - Форума), для чего формируем оргкомитет Форума в составе одного представителя от каждой организации, подписавшей настоящее Соглашение в любое время, но не позднее, чем за 1 месяц до назначенной даты начала Форума.
Организации, подписавшие настоящее соглашение, тем самым выражают свое согласие с Положением об оргкомитете Форума и готовы в недельный срок заключить Договор о намерениях с Координационным советом оргкомитета Форума.
Настоящее соглашение открыто для подписания и вступления в Оргкомитет Форума любых организаций, за исключением политических и религиозных.
Подписи членов оргкомитета (Координационный
совет):
Общественная Палата города Тольятти
(Полное наименование организации) (Ф.И.О. и подпись полномочного представителя)
АНО “Третий сектор”
(Полное наименование организации) (Ф.И.О. и подпись полномочного представителя)
Городской благотворительный фонд “Фонд Тольятти”
(Полное наименование организации) (Ф.И.О. и подпись полномочного представителя)
Ассоциация обществ дружбы с зарубежными странами
(Полное наименование организации) (Ф.И.О. и подпись полномочного представителя)
АНО Социально-психологический центр “Март”
(Полное наименование организации) (Ф.И.О. и подпись полномочного представителя)
Управление внешнеэкономических и международных связей мэрии
(Полное наименование организации) (Ф.И.О. и подпись полномочного представителя)
Отдел по делам молодежи администрации
Центрального района г.Тольятти
(Полное наименование организации) (Ф.И.О. и подпись полномочного представителя)
Самарское отделение Межрегионального
общественного фонда “Новые перспективы”
(Полное наименование организации) (Ф.И.О. и подпись полномочного представителя)
Приложение № 2
к Положению о ежегодном
Форуме НКО в г.Тольятти
ДОГОВОР О НАМЕРЕНИЯХ
по подготовке и проведению международного
Форума общественных и некоммерческих (негосударственных) организаций (Тольятти,
2000 год).
1. Настоящий Договор заключен между Оргкомитетом Форума НКО` ____ (указать год)
и организацией ________________________________________________________ (далее - Организация),
(название организации)
Вариант для частного лица: (Ф.И.О.)
____________________________________________(далее - Лицо),
в целях совместного решения отдельных вопросов подготовки и проведения Форума НКО в г.Тольятти в ______ году.
2. В целях подготовки и проведения указанного Форума Оргкомитет и Организация (Лицо) договариваются о следующем:
2.1. Оргкомитет обязуется:
1) предоставлять Организации (Лицу) полную, своевременную и достоверную информацию о ходе подготовки Форума и мероприятиях, проводимых во время Форума;
2) приглашать представителей Организации (Лицо) на совместные мероприятия по подготовке Форума;
3) оказывать Организации (Лицу) необходимое информационное, организационное и другое содействие, способствующее наилучшему исполнению Организацией (Лицом) договорных обязательств;
4) предоставить Организации (Лицу) возможность информировать участников Форума о своей деятельности (организовать рекламу).
2.2. Организация (Лицо) обязуется:
1) направить своего представителя для участия в работе Оргкомитета;
2) в сроки, устанавливаемые Оргкомитетом, выполнять следующие мероприятия:
а) ________________________________________________________________________________________,
б) ________________________________________________________________________________________,
в) _________________________________________________________________________________________,
3) выполнять решения Оргкомитета (если они приняты при условии согласия Организации).
3. Стороны договариваются о следующем:
3.1. Финансовые операции по подготовке и проведению Форума осуществляются через расчетный счет
_______________________________________________________________________________________
(указать реквизиты)
3.2. Материальное и организационное содействие подготовке и проведению Форума может осуществляться непосредственно Организацией с согласования Оргкомитета и предоставлением соответствующих подтверждений в Оргкомитет.
4. Настоящий Договор заключается в двух экземплярах, заверяется подписями председателя Оргкомитета (его заместителя). Один экземпляр договора передается на хранение в Организацию, второй хранится в Оргкомитете до окончания срока деятельности Оргкомитета.
5. Договор действителен до завершения Форума и выполнения всех договорных обязательств.
Договор подписали:
Председатель Оргкомитета__________________________________________________________(подпись)
Представитель Организации:
_________________________________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. полномочного представителя Организации, заключающей Договор,
полное название Организации, реквизиты)
[М.П.]
Приложение № 3
к Положению о ежегодном
Форуме НКО в г.Тольятти
ЗАЯВКА
1. Полное название организации |
|
2. Дата создания организации |
|
3. Организационно-правовая форма |
|
4. Цели и задачи организации (кратко) |
|
5. Основные мероприятия, проведенные в городе (дата, название мероприятия) |
|
6. Основные формы работы организации |
|
7. Есть ли связи с аналогичными организациями в России и за рубежом |
|
8. Адрес и контактные телефоны организации, |
|
[подпись руководителя
и
печать организации]
ПРИГЛАШЕНИЕ
общественным и некоммерческим (негосударственным) организациям стран
Европы
Оргкомитет
традиционного Форума общественных и некоммерческих организаций города Тольятти
(Россия, Самарская область) проводит международный Форум общественных и
некоммерческих (негосударственных) организаций под девизом: “Народная дипломатия: в третье тысячелетие
без войн и конфликтов!”
Форум будет
проходить в течение 3-х дней в сентябре 1999 года.
Цель Форума - развитие международных общественных связей на уровне общественных и некоммерческих (негосударственных) организаций;
Задачи Форума:
- выработка стратегии и программ совместной работы общественных и некоммерческих организаций различных городов и государств;
- выработка проекта Декларации об общественном согласии;
- заключение Договоров о намерениях между организациями - участниками Форума.
Приглашаем представителей вашей организации принять участие в Форуме,
Приглашающая сторона берет на себя оплату проживания и питания делегатов. Оплата проезда и личных расходов производится из средств представителей организаций. Оргвзнос для участников из стран дальнего зарубежья - 100$ за одного человека.
Проживание в комфортабельной гостинице в “зеленой зоне”.
Будет организована большая культурная и спортивная программа, экскурсии по городам Тольятти, Самара, а также по уникальным природным достопримечательностям Национального парка “Самарская Лука” и Жигулевского государственного заповедника.
Просим Вас сообщить о желании и принципиальной возможности участвовать в Форуме до 31.05.1999 г. в Оргкомитет (телефон в Тольятти (8469)32-63-80, 23-41-31, 32-67-16; факс 23-45-18 (для Татьяны В. Макаровой); e-mail: fondtol@infopac.ru, почтовый адрес 445036, Россия, Тольятти-36, а/я 3517).
Оргкомитет будет рад любым вашим вопросам и предложениям.
ОРГКОМИТЕТ
Переведено на языки:
- английский
- французский
- немецкий
РЕШЕНИЕ ФОРУМА
НКО (28 ноября
Рассмотрев проблемы, стоящие перед общественными и некоммерческими организациями города Тольятти и городским сообществом в целом, объединяя свои усилия по их разрешению, организации-участники Форума общественных и некоммерческих организаций
РЕШИЛИ:
По вопросу о подготовке нормативных документов общегородского значения:
1. Предложить городской Думе рассматривать бюджет города на 2000 год, изменения и дополнения в Уставе города, Инвестиционный паспорт города, Концепцию развития “третьего сектора” города только в присутствии представителей организаций “третьего сектора” города.
По вопросу о проектировании автомагистрали непрерывного движения через
лесной массив между Автозаводским и Центральным районами г.Тольятти:
2. Предложить
городской Думе:
2.1. Оплатить общественную экологическую экспертизу проекта автомагистрали непрерывного движения через лесной массив между Автозаводским и Центральным районами г.Тольятти.
2.2. Провести депутатские слушания по указанному проекту с участием представителей заинтересованных общественных и некоммерческих объединений города.
2.3. Принять решение о проведении референдума по указанному проекту.
По вопросу об ограничении поставок газа на ТоТЭЦ
и ТЭЦ ВАЗа:
3.1. Считать неприемлемым для города Тольятти снижение потребления газа на ТоТЭЦ и ТЭЦ ВАЗа в связи с катастрофическими экономическими, экологическими и социальными последствиями для города Тольятти.
3.2. Информировать о настоящем решении Правительство РФ, ОАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России”, “Минтопэнерго”.
По вопросу об организации дальнейшей совместной деятельности
организаций “третьего сектора”:
4. Поручить Общественной Палате совместно с АНО “Третий сектор” провести цикл обучающих семинаров для НКО города, в том числе по организации коалиционной деятельности.
5. Предложить организациям “Общественная инициатива”, Третий сектор” и Общественная Палата провести совместную конференцию органов ТОС, общественных и некоммерческих организаций по вопросу взаимодействия между этими общественными структурами.
По вопросу о подготовке
к выборам в депутаты городской Думы и на пост мэра г.Тольятти
в 2000 году:
6. Общественной Палате совместно с другими заинтересованными общественными организациями:
6.1. Начать подготовку кандидатов в депутаты и на пост мэра г.Тольятти;
6.2. Подготовить договора о сотрудничестве с кандидатами в депутаты городской Думы третьего созыва и на пост мэра г.Тольятти.
По поручению оргкомитета -
члены оргкомитета:
Общественный фонд “Фонд Тольятти” _____________________ Директор Цирульников Б.А. |
Общественная Палата города Тольятти _____________________ Координатор Макарова Т.В. |
АНО “Третий сектор” _____________________ Директор Ряшко А.М. |
ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ
о работе представителей организаций - участников Форума НКО`99 в группах по
теме “КОАЛИЦИИ”
ОБЩИЕ ДАННЫЕ.
За период работы Форума занятия прошли четыре группы, сформированные в произвольном порядке.
Общая продолжительность работы каждой группы - 45 минут, в том числе:
- 10 минут - вводная информация (основные принципы построения коалиций);
- 20 минут - самостоятельная работа в малых группах (выполнение заданий);
- 15 минут - защита проектов.
ПОРЯДОК РАБОТЫ В ГРУППАХ
I. Вводная информация.
Участникам дана краткая устная информация
по следующим темам:
1. Структура и состав “третьего сектора” города.
2. Основные причины, побуждающие к поиску союзников и совместной деятельности (причины создания коалиций).
3. Основные принципы и этапы построения коалиции:
3.1. Выявление предпосылок (мотивов) поиска союзников и начала формирования коалиции;
3.2. Постановка проблемы, планирование результата деятельности коалиции;
3.3. Ревизия (оценка) имеющихся ресурсов, выявление дефицита ресурсов (стимула для поиска союзников);
3.4. Инициатива создания коалиции;
3.5. Этапы, или порядок действий инициаторов по созданию коалиции:
а) определение круга союзников (с установлением их возможной мотивации и других параметров, которые следует учитывать в дальнейшей деятельности);
б) определение круга оппонентов (с установлением их мотивации и др.);
в) выявление проблем и обстоятельств (как внутренних, так и внешних), которые будут препятствовать созданию и деятельности коалиции;
г) разработка тактики создания коалиции;
д) разработка тактики действия коалиции.
При подаче материала для каждого этапа деятельности был сформулирован собственный девиз, что позволило участникам более прочно усвоить суть коалиционной деятельности.
II. Практическая работа в малых группах.
На втором этапе работы участники делились в произвольном порядке на 4 малых группы. Каждая малая группа получала два задания:
а) разработать план создания коалиции на примере абстрактной ситуации (предлагались четыре различных ситуации, которые имели аналоги в реальной жизни, но все же были в достаточной степени абстрагированы от реальности);
б) выявить пять реальных проблем из жизни города, к решению которых путем создания коалиций готовы НКО города.
Учитывая, что материал для участников был ранее не знаком, каждая малая группа получала методический материал для работы (“шпаргалку”).
Данный подход к формированию групп имеет положительный эффект на первом этапе знакомства организаций с коалиционной деятельностью по следующим причинам:
- во-первых, устанавливает равные условия для всех участников, отвлекает их от стереотипов своей реальной роли в обществе;
- во-вторых, позволяет преодолеть противоречия и некоторые элементы конкуренции, объективно существующие между организациями сходного профиля (т.к. нет гарантии, что представители соперничающих организаций не оказались бы в одной малой группе);
- в-третьих, через ролевую игру позволяет расширить сферу восприятия каждого участника, почувствовать себя “в шкуре другого” (получить первичный навык общения с внешней средой, не озабоченной теми же проблемами, что и конкретный участник), а наличие такого умения является одним из важнейших при поиске союзников и создании коалиции.
1. Для первого задания были сформулированы четыре задачи:
№ 1. “Вы живете в абстрактном государстве, городе N-ске. Вы - политическая общественная организация “Мир без границ”. ПРОБЛЕМА - ваши члены считают, что государственная система организации общества - это пережиток прошлого, и нужно объединяться в единое целое. Однако правительство Вашей страны считает по-другому. Вы предпринимаете некие действия, чтобы изменить ситуацию”.
№ 2 - “Вы живете в абстрактном государстве, городе N-ске. Вы - общественная организация пенсионеров “Третий возраст”. ПРОБЛЕМА - органами власти вашего города принято решение о повышении пенсионного возраста до 70 лет. Вы считаете это несправедливым, и предпринимаете некие действия, чтобы изменить ситуацию”.
№ 3 - “Вы живете в абстрактном государстве, городе N-ске. Вы - общественная экологическая организация “Зеленая планета”. ПРОБЛЕМА - глава вашего города планирует вырубить часть лесного массива, расположенного рядом с городом, чтобы на его месте построить новый жилой массив. Он аргументирует это невозможностью строить в другом месте, так как город находится вблизи горного массива и с трех сторон окружен горами. Однако, Вы знаете, что это заведомо ухудшит экологическую обстановку - станут сильнее ветра, уйдет вода из артезианских источников, и т.д. Вы предпринимаете некие действия, чтобы глава вашего города отказался от первоначального замысла и нашел другой способ строительства жилья”.
№ 4 - “Вы живете в абстрактном государстве, городе N-ске. Вы - женская общественная организация “Леди-клуб”. Ваши члены - учащиеся, студентки, интеллигенция, работницы предприятий. ПРОБЛЕМА - в вашем городе существует объективная, но открыто не признаваемая проблема дискриминации женщин. Женщина не может занимать руководящий пост, не может быть журналистом, мнение женщин при решении различных вопросов городской жизни не учитывается. Однако в других городах вашей же страны все обстоит совершенно по-другому, и Вы это знаете. Вы предпринимаете некие действия, чтобы изменить ситуацию”.
Свои действия по решению проблемы участникам предлагалось записать в таблицу:
ресурсы |
группы влияния |
Тактика- 1 (деятельность по созданию коалиции) |
Тактика-2 (деятельность в рамках коалиции) |
|||||
есть |
надо |
союзники, группа а) |
союзники, группа б) |
оппоненты |
группа а) |
группа б) |
оппозиция |
|
2. Решение второй задачи (определение перечня проблем, которые возможно решать коалиционными методами на современном этапе) позволяет выявить объем знаний участников о реальной ситуации в городе, их готовность пойти навстречу друг другу и их оценку (сознательную или интуитивную) коммуникабельности объединений, относящихся к различным блокам “третьего сектора”.
АНАЛИЗ ИТОГОВ РАБОТЫ В ГРУППАХ
При анализе итогов работы читывались различные характеристики участников.
Во-первых, следует заметить, что, несмотря на предлагавшееся представителям НКО абстрагирование от реальности, решение задач производилось на основе их реального опыта, следовательно, результат вполне позволяет оценить реальную расстановку сил и систему ценностей НКО в г.Тольятти.
Во-вторых, оценивались такие качества участников, как:
- быстрота ориентирования в непривычной ситуации, нестандартность мышления;
- умение найти общий язык с ранее незнакомыми людьми;
- жесткость фиксации собственной жизненной роли (умение “стать другим”);
- уровень знаний о возможных методах, тактике действия НКО;
- лидерские качества участников.
III. Оценка
результатов
(производится в баллах, 1 балл - один ответ, максимально возможное
количество баллов - 15).
1. Ресурсы НКО.
С определенной степенью допуска можно сказать, что у организаций в большей степени имеются следующие ресурсы (выделены жирной чертой) и необходимы следующие ресурсы (выделены серым цветом):
|
|
|
||||||||
степень необходимости ресурса |
|
|
8 |
|
|
|
|
|
8 |
степень обеспеченности данным ресурсом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
5 |
5 |
|
||
|
|
|
|
4 |
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
возможность обмена опытом |
наличие юридического лица |
деньги |
оборудование |
помещение для работы |
обеспеченность информацией |
положительная репутация организации |
связи |
люди |
|
ВЫВОД:
1. Материальная обеспеченность ОО и НКО города находится на крайне низком уровне (из более чем 50-ти представителей НКО только 4 отметили наличие собственных материальных ресурсов как факт, положительно влияющий на результативность действий). Видимо, остальные рассматривают поиск союзников прежде всего как возможность воспользоваться ресурсами, имеющимися у этих союзников.
2. Достаточная степень обеспечения отмечается по т.н. человеческим ресурсам (членам организации и привлеченным добровольцам), степени влияния на общественное мнение (“доброе имя организации”) и наличие развитых связей с другими организациями. При этом практически отсутствует понимание различия между членами организации и волонтерами.
3. Для осуществления нормальной работы необходимы прежде всего такие материальные ресурсы, как деньги, оборудование для работы (оргтехника), и такие нематериальные ресурсы, как дополнительная информация и общественные связи.
Отмечается недооценка следующих
ресурсов:
1. Наличие собственного офиса не рассматривается как фактор, сколь-нибудь значительно влияющий на качество работы, что говорит о достаточной подвижности и вынужденно спартанском стиле деятельности большинства НКО.
2. Не отмечена необходимость привлечения в свои ряды новых членов - добровольцев и специалистов. Следствие à закрытость организации от внешних влияний, что объективно приводит к постепенному повышению внутренней напряженности и, видимо, распадению коллектива.
3. Не рассматривается фактор повышения своего профессионального уровня, как способа достижения цели. Похоже, что в качестве основного способа воздействия на окружение рассматривается политическое давление, а не аргументированное убеждение оппонентов. Следствие à у потенциальных союзников - специалистов различных структур - формируется отрицательная психологическая установка по вопросу возможного взаимодействия с данными НКО.
4. Не учитывается роль и харизматичность лидера (лидерского коллектива) организации. Следствие à личность (персона) лидера НКО не запечатлевается в сознании взаимодействующих сторон, не происходит отождествления названия и деятельности организации и личности лидера, что ослабляет степень взаимодействия.
5. Слабое внимание НКО уделяют привлечению опыта других организаций и возможности обмена опытом. Следствие à однообразие тактических приемов, приводящее к однообразию результатов.
2. Группы влияния.
В качестве таковых предлагалось рассмотреть три группы:
группа А - те, кто
может сам решить поставленную проблему;
группа Б - те, кто
может повлиять на группу А;
группа
оппонентов.
Все поставленные задачи для своего решения требовали как решения соответствующих органов власти, так и неких общественных действий. Следовательно, от участников требовалось знание полномочий соответствующих структур и основных способов их действий. Поскольку при выполнении заданий участники не получили никаких шаблонов, то предложенный ими состав групп влияния отражает уровень их знаний о структуре гражданского общества, а распределение по группам - уровень представлений о полномочиях соответствующих структур.
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
7 |
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
3 |
|
3 |
|
|
2 |
2 |
|
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
á |
á |
á |
á |
á |
á |
á |
á |
á |
Оппонирующие ОО и НКО, в том числе политические |
Дружественные ОО и НКО, в том числе политические |
Муниципальные и государственные организации сходного профиля (но не органы власти) |
Исполнительные органы власти и чиновники |
Представительные органы власти и депутаты |
судебные органы, силовые структуры |
коммерческие предприятия, бизнесмены |
СМИ |
неструктурированная общественность |
ВЫВОДЫ:
1. Отмечается непонимание того, каким образом распределяются полномочия между структурами общества. Так, полномочия самим решить проблему ошибочно приписываются таким же общественным организациям (10 баллов из 15-ти возможным).
Следствие 1 à возлагая ошибочные надежды на коллег
из других НКО и не получая желаемого результата, организации - инициаторы
создания коалиции - разочаруются в них, хотя изначально были неправы сами.
2. В качестве союзников группы А почти не рассматриваются органы власти (по 2-3 балла из 15 возможных), хотя на самом деле их участие в решении задач обязательно. Причина этой ошибки, видимо, в недоверии людей своим властям. Важно отметить отсутствие разницы между исполнительной, представительной и судебной ветвями власти.
Следствие 2 à заведомо не доверяя властям (рассматривая их в качестве оппонентов), НКО не предпринимают попыток по привлечению их на свою сторону, чем снижают результативность своей деятельности.
3. В качестве союзников группы Б более
всего рассматриваются СМИ и неструктурированная общественность (9 и 7 баллов
соответственно из 15-ти), и в значительно меньшей степени - дружественные НКО.
Это свидетельствует о направленности основных усилий на
формирование общественного мнения через выступления в СМИ.
Следствие 3 à результат деятельности отодвинут во времени, ослаблен и значительно менее предсказуем. Сложно получить обратную реакцию на свои действия, поэтому сложно оценить, правильны ли сами эти действия. Кроме того, неструктурированную общественность трудно рассматривать в качестве участника коалиции.
4. В качестве оппонентов преимущественно рассматриваются исполнительные органы власти и чиновники (максимальное количество баллов - 11 из 15-ти возможных), представительные органы власти и депутаты, а также оппонирующие НКО (по 7 баллов из возможных 15-ти), что вполне соответствует предыдущим данным, и значительно менее - неорганизованная часть общества (5 баллов из 15-ти).
Фактически оппоненты - это потенциальные объекты приложения сил, следовательно, основные действия НКО предполагают проводить именно в отношении органов власти, общества в целом и, несколько менее, коммерческих структур.
3. Тактические действия, предпринимаемые для создания коалиции.
Наибольшее количество баллов (14 из 15-ти) набрала группа методов личностно ориентированного убеждения: это переговоры, агитация, убеждение потенциальных союзников, объяснение возможных негативных последствий отказа от вступления в коалицию, и т.п. (принцип “волка ноги кормят”). Будучи применяемой, эта форма деятельности требует от исполнителей значительных развитых логических, ораторских качеств, личного обаяния, знания особенностей потенциальных союзников и т.д. Ее результат, видимо, достаточно отодвинут во времени, хотя и может быть прочным.
Вдвое меньшее
количество баллов (7 из 15-ти) набрали варианты формирования общественного
мнения через СМИ, проведение массовых акций и др. - методы опосредованного
воздействия на окружение, и к тому же более целесообразные в качестве методов
действия коалиции.
ВЫВОД: при создании коалиции большинство из участников Форума рассчитывает в первую очередь на себя и на персональную работу с каждым возможным союзником.
4. Основные тактические приемы воздействия
на оппозицию.
6 баллов - формирование общественного мнения в отношении решаемой задачи;
4 балла - методы политического давления,
3 балла - агитация внутри оппозиции, разрушение ее внутреннего единства,
3 балла - предъявление объективной информации, экспертных заключений о реальном состоянии вопроса, предложение альтернативных проектов,
3 балла - подкуп.
ВЫВОД: незнание участниками всего разнообразия приемов воздействия на оппозицию, превалирование личностных способов воздействия (убеждение и принуждение) и недостаточное внимание к объективным (экспертиза, информирование о реальном положении дел).
5. Перечень проблем, решение которых
совместными усилиями реально в настоящее время.
8 - проблемы экологии и градоустройства, повышение экологической культуры жителей;
8 - повышение культурного уровня населения, духовное и физическое возрождение нации;
7 - проблемы преступности, наркомании;
6 - досуг детей и молодежи, патриотическое воспитание, работа с молодыми специалистами;
4 - занятость, проблемы социальной защиты граждан;
3 - проблемы доступности бесплатного образования и медицины;
2 - формирование положительного имиджа города, поддержка въездного туризма;
1 - проблемы национальных меньшинств;
1 - повышение лидерской активности женщин;
1 - развитие общественного самоуправления;
1 - создание единого информационного поля города.
II. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
В целом по всему спектру ответов можно отметить, что представители НКО:
1. Путают полномочия различных структур.
2. Способы действия коалиции указывают в качестве способов воздействия на потенциальных союзников, плохо представляют себе возможные методы действия НКО.
3. Практически ничего не знают о методах создания коалиций.
4. В недостаточной степени быстро умеют ориентироваться в непривычной ситуации.
5. Им присуща жесткая фиксация собственной жизненной роли, они не умеют абстрагироваться, чувствовать желания и потребности других. Возможно, не ставили перед собой ранее такую задачу, хотя это качество является одним из главных. Хотя достаточно хорошо на первом этапе сумели найти общий язык с членами своей малой группы.
6. Личные лидерские качества для многих из лидеров НКО неярки, в процессе работы проявились слабо.
7. Невнимательны к своему профессиональному уровню (возможно, не задумывались ранее об этом).
Для формирования и дальнейшего развития “третьего сектора” города крайне необходимо обучение и проведение психологических тренингов для лидеров и членов НКО.
Татьяна
Макарова, Общественная Палата г.Тольятти.
28.11.1999 г.