ПРОБЛЕМА РАЗРАБОТКИ ЕДИНОЙ СИСТЕМатизированной
базы ПОКАЗАТЕЛЕЙ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОЛЬЯТТИ
Ковтуненко Т.М., Кудинова Е.С., Юрченко А.В.
Необходимость
получения объективной информации о муниципальных образованиях становится все
более актуальной. В соответствии с реалиями рыночной экономики муниципальные
образования, превратившиеся в самостоятельных субъектов экономической жизни,
должны во все большей степени заниматься своим развитием. Согласно Федеральному
законодательству "комплексное социально-экономическое развитие" стало
приоритетным направлением в деятельности местных органов власти. Для
эффективного решения этой задачи в муниципальных образованиях необходимо объективно
оценивать ситуацию в местной экономике и социальной сфере, учитывать наличные
ресурсы, выявлять сильные и слабые стороны своей территории и в итоге принимать
обоснованные управленческие решения. Реализация этой схемы невозможна без
достоверной и систематизированной информации.
Расширяется
потребность в информации о муниципальных образованиях и в различных организациях,
круг интересов, которых, так или иначе, связан с муниципальной проблематикой. К
их числу относятся государственные организации, занимающиеся разработкой
государственной региональной и муниципальной политики, научно-исследовательские,
образовательные, консалтинговые, общественные организации, выполняющие широкий
спектр работ по муниципальной проблематике - от разработки методологии до практического
содействия муниципалитетам в реализации преобразований на местном уровне.
Вместе
с тем трансформация системы российской государственной статистики в 1990-х
годах привела к тому, что сегодняшнее состояние муниципальной статистики далеко
не удовлетворяет возрастающие потребности в ней - как в количественном, так и в
качественном отношении.
Более
того, отсутствие единой системы данных о развитии муниципального образования
приводит к значительным расхождениям и несоответствиям в политике органов
местного самоуправления и муниципальном законодательстве.
Так
различные данные относительно развития муниципального образования и состояния
отдельных отраслей хозяйства содержаться:
- в проектах бюджета города и отчетах об его
исполнении,
- в отчетах о работе отдельных органов местного
самоуправления,
- в материалах средств массовой информации,
- в документации по итогам
социально-экономического развития города,
- в отчетах органов
статистики и т.д.
Подобные
разногласия влекут множество споров и недоразумений. Например, при рассмотрении
Городской Думой проекта бюджета на 2007 год были выявлены некоторые несоответствия:
- в программе муниципальных заимствований в
качестве остатка муниципального долга на 1 января 2007 года отражены 433
миллиона рублей непогашенных кредитов, хотя по отчетным данным за первое полугодие
нынешнего года муниципалитет перед кредиторами чист,
- нестыковки по величине доходов от сдачи в
аренду муниципального имущества: по расчетам мэрии, казна пополнится на 99
миллионов рублей, тогда как по подсчетам специалистов нужно планировать не
менее 113,6 миллиона,
- доходы от реализации имущества, находящегося
в муниципальной собственности, в проекте бюджета зафиксированы на уровне 73,9
миллиона рублей, но из присланной депутатам программы приватизации
муниципального имущества следует, что от продажи объектов недвижимости
чиновники намереваются получить в следующем году 106,8 миллиона рублей.
Подобные
разночтения и противоречия приводят к серьезным проблемам в области управления муниципальным образованием, стратегического и
тактического планирования развития г.о. Тольятти.
Во-первых,
в данной ситуации все разрабатываемые и реализуемые программы развития носят достаточно
необъективный характер в силу того, что они опираются на данные из одного
источника (например, отчет об исполнении бюджета на предыдущий год).
Во-вторых,
отсутствие единой систематизированной базы данных по городу приводит к невозможности
размещения информации для открытого доступа общественности, что в итоге определяет
закрытый характер политики органов местного самоуправления (так как общественность
не имеет доступа к иным источникам информации: например, отчетам).
В-третьих,
отсутствие единой систематизированной информации по развитию города приводит к
отсутствию материалов для работы органов местного самоуправления и органов государственной
власти: выявляются лишь те проблемы, информация о которых содержится в
имеющихся в распоряжении должностных лиц источниках, что не всегда полно
отражает действительность.
В
четвертых, такой односторонний подход к выявлению проблем порождает хроническую
нерешенность проблем и однобокость реализуемых программ и проектов, направленных
на решении только видимых разработчиком вопросов.
В
пятых, происходят дополнительные временные и финансовые затраты в связи с тем,
что процесс управления и планирования не основан на единой информационной базе.
Целью
работы в данном аспекте является разработка единой унифицированной в рамках
муниципального образования систематизированной базы показателей, отражающих
комплексное социально-экономическое развитие города (в том числе по отраслям хозяйства).
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1)
выбрать и обосновать
методику обработки муниципальных нормативно-правовых актов для формирования
систематизированной базы показателей;
2)
проанализировать ряд
нормативно-правовых актов муниципального образования для составления списка
показателей развития города;
3)
представить результаты
анализа в виде структурированной совокупности показателей;
4)
выявить проблемы и
трудности, которые могут возникнуть при реализации данного проекта на практике;
5)
предложить возможные пути решения возможных проблем.
6)
определить достоинства
внедрения данного проекта.
Для
создания систематизированной базы показателей социально-экономического
положения муниципальных образований, отвечающей этим требованиям, из всего многообразия
характеристик муниципальной экономики и социальной сферы должны быть отобраны
наиболее значимые и максимально необходимые. Построение систематизированной
базы необходимо осуществить в соответствии со следующими основными критериями.
Комплексный характер системы
показателей. С учетом того, что муниципальное образование рассматривается
как единая система, показатели должны отражать ситуацию во всех сферах его
экономики и социальной среды.
Полнота охвата в сочетании с
относительной простотой системы показателей. В идеале
качественная характеристика этих процессов требует сбора и обработки больших
объемов информационных ресурсов, значительных сил и средств на их обработку.
Однако на практике принятие решений по тем или иным управленческим вопросам часто
осуществляется в условиях неполноты информации, недостатка времени на детальное
информационное обеспечение, необходимости экономии средств и других ограничивающих
факторов. Поэтому использование ограниченного числа индикаторов позволит при
относительно небольших усилиях организовать оперативный мониторинг (например, с
периодичностью раз в год в зависимости от характера отслеживания первичных
данных).
Возможность насыщения системы
достоверной информацией и сопоставимость показателей во времени и пространстве. Система
показателей должна быть реалистичной, то есть включать показатели, которые
фактически могут быть насыщены информацией, причем на постоянной основе.
Открытость системы показателей
для пользователя.
Практика показывает, что прозрачность социально-экономических
процессов во все большей мере становится одним из решающих условий для
привлечения инвесторов, а также для эффективного использования муниципальных
ресурсов. Открытие информации о муниципальном образовании – существенный
элемент городской программы и вполне отвечает принципу: лучше наличие
отрицательной информации о муниципальном образовании, чем ее полное отсутствие.
Однозначная интерпретация
показателей. Этот критерий является существенным условием сопоставимости
показателей. Определения показателей и способы их расчета основаны на единой
методологии.
Процесс построения систематизированной базы показателей социально-экономического
развития включает в себя следующие целевые блоки:
1) Подборка
муниципальных нормативно-правовых актов, которые в совокупности отражают деятельность
органов местного самоуправления в различных сферах жизни общества.
2) В соответствии с
выделенными критериями происходит анализ нормативно-правовых актов,
дифференциация представленной в них информации на составляющие, которые представляют
собой законченную единицу информации (показатели). При этом в качестве
характеристик показателей выделяют следующие элементы: наименование показателя,
количественная характеристика, источник информации.
3) Полученные данные
для занесения в систематизированную базу показателей структурируется, при этом
на первом уровне определяется вопрос местного значения, в рамках решения
которого был принят данный нормативно-правовой акт. Следующим уровнем структуры
является уровень нормативно-правового акта, который является необходимой
составляющей, так как в нем определяется орган который принял данный нормативно-правовой
акт и дата принятия и утверждения. Следует сказать, что в базе данных нашли отражение
количественное и качественные показатели, которые не всегда должны
ограничиваться лишь финансовыми результатами деятельности в определенной сфере.
4) Динамичность
систематизированной базы показателей обеспечивает постоянный мониторинг законодательства
и постоянное обновление информации.
Процесс разработки систематизированной базы схематизирован
и представлен в виде алгоритма (Рис. 1.).
Рис.1. Процесс разработки систематизированной базы
показателей.
В процессе разработки и внедрения систематизированной базы показателей социально-экономического развития возможно возникновение ряда трудностей:
-
дефицит материальных и финансовых ресурсов;
-
отсутствие опыта формирования комплексных систематизированных
баз показателей, которые являются элементом муниципальной статистики в г.о. Тольятти;
- большой объем информации, подлежащей отражению в систематизированной базе показателей;
- отсутствие специалистов, которые квалифицированно провели бы сбор, обработку и систематизацию муниципальных нормативно-правовых актов;
- нежелание органов государственной власти что-либо менять в существующем порядке вещей, и извлечения выгоды определенными структурами из существующей информационной неопределенности и недостаточности.
В описанном пилотном проекте можно выделить как положительные так и отрицательные стороны, которые обусловлены различными причинами, но которые возможно устранить в ходе детальной проработки. Плюсы и минусы целесообразно свести в таблицу 1.
Таблица 1.
Положительные и отрицательные стороны разработки и внедрения
систематизированной базы показателей
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
Простота Доступность Экономичность Динамичность Достоверность Адекватность Комплексность Сопоставимость |
Субъективизм Отсутствие строгой структуры Ограниченность источника информации, который представляет собой совокупность нормативно-правовых актов Неопределенность со структурой, которая будет осуществлять данный проект Отсутствие финансовой поддержки данного проекта |
В силу того, что муниципальная статистика города пока еще не развита и муниципалитет явно не готов к дополнительным затратам на создание специальных структур, занимающихся систематизацией информации о развитии города, то функции по разработке и совершенствованию единой систематизированной базы данных, отражающей показатели социально-экономического развития города, могут быть возложены на инициативные научные группы студентов тольяттинских вузов.
Таким образом, необходимость единой систематизированной базы показателей по социально-экономическому развитию г.о. Тольятти для различных структур (органов местного самоуправления, областной власти, общественных организаций, бизнеса и т.д.) является в быстроизменяющихся условиях и высокой степени зависимости от внешней среды особенно актуальной (рис. 2).
При формировании данной систематизированной базы показателей необходимо учитывать ряд факторов, важнейшим из которых является комплексность создаваемой базы.
Рис. 2. Схема взаимодействия структур в рамках использования
систематизированной базы показателей.
Разработка и использование подобной систематизированной базы показателей позволит унифицировать базовую информацию о городе, используемую при планировании развития города и отдельных отраслей хозяйства, а также предоставить ее в удобной форме, что позволит повысить степень гласности и открытости в процессе социально-экономического развития г.о. Тольятти.