Эффективность партнерской работы
органов местного самоуправления и
некоммерческого сектора г.Тольятти
(1998-2008 годы)
Т.В.Макарова, 2008г.
При подготовке настоящего исследования рассматривались следующие формы работы органов местного самоуправления и некоммерческих организаций:
1. Организационная и консультативная деятельность.
2. Финансовое партнерство и бюджетная финансовая поддержка в реализации социально значимых инициатив.
3. Совместные общественно-муниципальные проекты.
4. Нормотворческая и организационная деятельность.
5. Добровольческая деятельность.
6. Экспертная деятельность.
1. Организационная и консультативная деятельность
Согласно законодательству об общественных объединениях и некоммерческих организациях, органы государственной власти и органы местного самоуправления решают вопросы, затрагивающие интересы некоммерческих организаций, при условии обязательного участия этих организаций.
1.1. Регулярность взаимодействия можно обеспечить с помощью нескольких механизмов, например, через как советы при органах местного самоуправления.
Начиная с 1998 года, были созданы следующие советы при мэрии и Думе:
№ |
Тематика совета и дата создания |
Статус |
1 |
Совет по образованию ( |
В составе совета - не работающие в наст.время сотрудники, но состав совета не изменен, документ не признан утратившим силу и не отменен |
2 |
Совет по работе с общественными и другими некоммерческими
организациями ( |
В составе совета - не работающие в наст.время сотрудники, но состав совета не изменен, документ не признан утратившим силу и не отменен |
3 |
Координационный совет по экологическому воспитанию, образованию и просвещению населения (2000г.) |
В составе совета - не работающие в наст.время сотрудники, но состав совета не изменен, документ не признан утратившим силу и не отменен |
4 |
Совет по молодежной политике (2000г.) |
Действует по настоящее время |
5 |
Совет по координации добровольческого движения (2001г.) |
Срок действия ограничен периодом 2001-2005гг. |
6 |
Молодежный
парламент при Думе |
Состав официально не обновлялся |
7 |
Совет по делам
инвалидов (2002г.) |
В составе совета - не работающие в наст.время сотрудники, но состав совета не изменен, документ не признан утратившим силу и не отменен |
8 |
Координационный
совет по патриотическому воспитанию (2003г.) |
В составе совета - не работающие в наст.время сотрудники, но состав совета не изменен, документ не признан утратившим силу и не отменен |
9 |
Городской
попечительский совет (в системе образования) (2003г.) |
Фактически не действует, состав не обновлялся, но документ не признан утратившим силу и не отменен |
10 |
Городское
родительское собрание |
Действует |
11 |
Совет по
наблюдению за ходом реализации эксперимента по введению предпрофильной
подготовки и профильного обучения в МОУ (2004г.) |
В составе совета - не работающие в наст.время сотрудники, но состав совета не изменен, документ не признан утратившим силу и не отменен |
12 |
Совет по
взаимодействию органов местного самоуправления и товариществ собственников
жилья (2004г.) |
В составе совета - не работающие в наст.время сотрудники, но состав совета не изменен, документ не признан утратившим силу и не отменен |
13 |
Постоянно действующая рабочая группа при Думе по работе с ветеранами
и пенсионерами |
Действует |
14 |
Постоянно действующая рабочая группа при Думе по работе со
структурами гражданского общества |
Действует |
15 |
Совет по вопросам
межэтнического взаимодействия (2007г.) |
В составе совета - не работающие в наст.время сотрудники, но состав совета не изменен, документ не признан утратившим силу и не отменен |
Таким образом, из числа 15-ти совещательных органов, созданных за 10 лет, действуют только 4, остальные оставлены без внимания органов местной власти.
1.2. Несколько раз городская общественность предпринимала попытки организовать совместное с органами местного самоуправления упорядоченное развитие некоммерческого сектора, в частности:
- 1996-1998 годы - разработка и обсуждение в Думе проекта создания Центра общественных организаций (основные функции - организация городских мероприятий, координация предоставления муниципальных помещений и др.);
- 2001-2003 годы - разработка Положения об общегородском общественном собрании (прообраз Общественной Палаты);
- 2007 год - разработка рабочей группы проекта Положения об общественной палате г.Тольятти (рассмотрение проекта приостановлено в силу отсутствия в Уставе г.о.Тольятти позиций, предусматривающих создание межструктурных общественных органов).
Ни одна из этих попыток не дошла до стадии реализации.
2. Финансовое партнерство и бюджетная финансовая поддержка
в реализации социально значимых инициатив
Реализация данного направления возможна в нескольких вариантах, каждый из которых в том или ином виде практиковался на протяжении десятилетия (см.таблицу).
Направления финансовой поддержки |
Какой
структурой мэрии осуществлялось |
Реализация в настоящее время |
Количественные показатели и эффект |
Оказание финансовой помощи за счет средств городского бюджета на уставную деятельность общественным организациям, объединяющим в своих рядах социально незащищенные категории населения. |
ДСПН |
С 2008г. невозможна ввиду внесения изменений в Бюджетный Кодекс РФ |
От 100,0 до 200,0 тыс.руб.ежегодно на уставную деятельность 20-30 организаций (разное количество в разные годы, от 6,0 до 12,0 тыс.р. в год на организацию). Финансирование городского Совета ветеранов отдельной строкой из местного бюджета (2001г. – 2,5 млн.р.; 2002г. – 10,034 млн.р.; 2003г. – 1,504 млн.р.; 2004г. – 1,532 млн.р.; 2005г. – 2,445 млн.р.; 2006г. – 2,445млн.р.). |
Участие НКО в выполнении мероприятий городских целевых программ (на условиях совместного финансирования из бюджетных и внебюджетных источников) |
ДСПН, УФиС, КДМ, ДК, ДЭ |
Реализация затруднена в силу Федерального закона № 94-ФЗ (отбор исполнителей на условиях конкурса) |
Разное количество исполнителей в разные годы (максимум в 2004г. - 74 НКО, минимум в 2008 году - 6 НКО). |
Субсидии на возмещение затрат за оказание общественно значимых социальных услуг |
ДСПН, ДГХ, ДО, ДК, ДДорХозТр и Связи |
Практикуется |
Точных количественных данных нет. Эффект заключается в уменьшении бюджетных затрат на оказание услуг, так как НКО затрачивают собственные средства на софинансирование предоставления услуг. |
Оказание социально значимых услуг некоммерческими организациями (без бюджетной поддержки) |
Большинство НКО |
Практикуется |
Снижается
нагрузка на муниципалитет, который в ином случае должен был бы оказывать
такие же или заменяющие услуги за счет бюджета. От
45% до 100% некоммерческих организаций (по разным отраслям) оказывают услуги
для населения на безвозмездной основе, т.е. затрачивают на их оказание
собственные ресурсы организации и ее членов (интеллектуальные,
организационные, трудовые и др.). Фактически, социально активные граждане –
члены НКО – ведут благотворительную деятельность, за счет собственного
времени и иных ресурсов решая социально значимые проблемы. От реализации услуг на платной основе в целом по некоммерческому сектору получено около 20 млн.руб. (на оказание социально значимых услуг). |
Предоставление муниципального имущества в безвозмездное или льготное пользование (139 немуниципальных некоммерческих субъектов, по данным на 2007 год) |
ДСПН, ДК, ДО, УФиС |
Затруднена в силу федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" |
Суммарный эффект можно было посчитать по методике, разработанной экспертами некоммерческого сектора (Приложение № 1), пример расчета эффекта представлен в приложении № 2. |
Предоставление различных льгот |
|
По местным налогам и сборам не практикуется |
|
Размещение среди НКО муниципального заказа |
Мэрия |
Практикуется на общих основаниях |
Точных данных нет |
Предоставление льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим НКО материальную поддержку |
По местным налогам и сборам не практикуется |
||
Привлечение внебюджетных средств на реализацию муниципальных задач и финансирование проектов муниципальных учреждений. |
ГБФ "Фонд Тольятти", БФ "Духовное наследие" и др. |
Реализуется. |
Ежегодно от 30 до 50 муниципальных учреждений социальной сферы получают внебюджетное финансирование. |
3. Совместные общественно-муниципальные проекты
К числу наиболее крупных проектов можно отнести такие:
1) создание памятника основателю Старополя-на-Волге А.Н.Татищеву (фонд "Духовное наследие", затрачено 14,2 млн.руб. внебюджетных средств);
2) создание памятника Верности (собаке) (общегородская инициатива, затрачено 250 тыс.рублей внебюджетных средств);
3) создание памятника жертвам политических репрессий ("Скорбящий ангел") (инициатива - общественная организация "Жертвы политических репрессий", затрачено 8 млн.р. бюджетных (областных и муниципальных) средств);
4) городская благотворительная программа "Мой день рождения", участники Торгово-промышленная палата г.Тольятти, мэрия г.Тольятти, ОАО «АВТОВАЗ» и другие коммерческие структуры;
5) городская программа "ВЕЛИКолепный Тольятти" (ГБФ "Фонд Тольятти при участии мэрии и других организаций);
6) городская программа "Дворовый спорт" (в рамках тематического фонда «Малая Родина», созданного при участии депутатов городской Думы);
7) "Дни Тольятти в Париже" (некоммерческие организации "Альянс Франсез" и Туристский информационный центр г.Тольятти, ОАО "АвтоВАЗ", мэрия и другие организации);
8) Городское родительское собрание (представители родительских комитетов школ и детских садов, МОУДОД "Центр внешкольной работы "Диалог", департамент образования мэрии);
9) общегородская программа "Тольятти - за безопасные дороги" (начинает действовать с 2009 года, участники - мэрия городского округа Тольятти, ОАО «АВТОВАЗ», Городской благотворительный фонд «Фонд Тольятти» и Фонд «Протектор» при взаимодействии с ГИБДД города).
4. Нормотворческая и организационная деятельность
Основные местные нормативные документы, имеющие всеобщий характер и регулирующие взаимоотношения некоммерческого сектора и муниципалитета:
4.1. Нормотворческая деятельность.
Год принятия |
Название документа |
Статус |
1995г. (с дальнейшими изменениями) |
Положение о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Тольятти. |
Утверждено решением Думы городского округа Тольятти № 776 от 21.11.2007г., действует |
1999г. |
Концепция развития туризма в г.Тольятти (в части работы некоммерческих организаций туристского профиля). |
Утверждена решением Думы от 17
марта |
2000г. |
Концепция развития некоммерческих организаций г.Тольятти (разработана некоммерческими организациями). |
Утверждена решением Думы от 10
мая |
2006г. |
Городская целевая Программа развития некоммерческого сектора через социальное партнерство на территории городского округа Тольятти на 2006 - 2008 гг. (разработана некоммерческими организациями) |
Утверждена решением Думы от 15 марта 2006г. № 380, заканчивает свое действие. |
2006г. |
Положение о правотворческой инициативе граждан в городском округе Тольятти (предусматривает обязательное рассмотрение правотворческой инициативы органов ТОС) |
Утверждено решением Думы городского округа Тольятти № 403 от 05.04.2006г., действует. |
2008г. |
Положение об организации разработки стратегического плана развития городского округа Тольятти до 2020 года (в его составе: Положение об общественном совете по стратегическому планированию). |
Утверждено решением Думы городского округа Тольятти № 958 от 17.09.2008г., действует. |
4.2. Организационная деятельность.
4.2.1. Регулярный мониторинг состояния некоммерческого сектора проводится Клубом лидеров некоммерческих организаций, начиная с 2005 года. Его результаты доводятся до сведения органов местного самоуправления и общественности различными способами, например:
- Доклад об опыте взаимодействия между некоммерческим сектором и властью за период 1994-2005г.г. был представлен на выездном заседании Общественного совета при Самарской Губернской Думе и Совета представительных органов муниципальных образований в Самарской области, состоявшемся в г.Тольятти 15.06.2006г.;
- Доклад "3-й сектор Тольятти в 2006 году" рассмотрен на заседании Думы г.о.Тольятти;
- информация о состоянии и проблемах некоммерческого сектора за 2007 год была представлена на 7 традиционном Форуме НКО (2007 год.)
4.2.2. В рамках областной программы, создан Дом дружбы народов, деятельность которого рассчитана преимущественно на национально-культурные некоммерческие организации.
В 2008 году по предложению группы некоммерческих организаций, представленному ими на рассмотрение мэра города Тольятти, создан отдел в мэрии по работе с общественными объединениями.
5. Добровольческая деятельность
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, в некоммерческом секторе г.Тольятти трудятся добровольцы (от 4000 до 5000 человек ежегодно). При стоимости часа работы от 70 до 100 рублей и затратах времени от 1 до 4 часов ежемесячно суммарный экономический эффект от применения добровольческого труда можно оценить в сумму от 3,36 млн.р./год (4000 чел. * 70 руб./чел./час * 12 часов в год) до 24,0 млн.руб./год (5000 чел. *100 руб./чел./час * 48 часов в год).
6. Экспертная
деятельность.
Началом истории экспертной деятельности в городе Тольятти можно считать 1995 год (полное описание в приложении № 3). Основные экспертные работы общегородского значения такие:
- общественная экспертиза проектов Генерального плана развития г.Тольятти, Правил землепользования и застройки г.Тольятти и другой градостроительной документации;
- общественная экспертиза проектов Устава г.о.Тольятти и изменений в Устав г.о.Тольятти;
- экспертные работы по оценке ситуации и выбору основных направлений развития Национального парка "Самарская Лука"
- экспертный анализ города Тольятти и тольяттинского региона с точки зрения эффективности развития туристской отрасли (для городского стратегического совета);
- экспертная оценка городской целевой Программы "Молодежь Тольятти" за 2001 год и ряда других муниципальных программ в период с 2001 по 2008гг.;
- общественная экспертиза проектов бюджета города и отчетов об исполнении бюджета (неоднократно), проекта областного бюджета (2008 год);
- экспертиза процесса стратегического планирования развития города Тольятти за период с 1999 по 2005 годы.
В 2007 и 2008гг. при поддержке Аппарата Правительства Самарской области и Самарской Губернской Думы реализован региональный проект "Школа общественных экспертов", разработано методическое пособие по проведению общественной экспертизы.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1. Мэрии городского округа Тольятти:
1.1. обновить
состав и активизировать деятельность Совета по работе с общественными и другими
некоммерческими организациями (с функциями координации добровольческой
деятельности) и Совета по делам
инвалидов;
1.2. разработать Политику привлечения
добровольцев к реализации социально значимых задач городского округа Тольятти;
1.3. Оказать содействие в организации
мониторинга состояния некоммерческого сектора г.о.Тольятти.
2. Думе городского округа Тольятти:
2.1. внести изменения в Устав городского округа Тольятти, предусматривающие возможность создания Общественной Палаты г.о.Тольятти;
2.2. Внести
изменения в решение Думы от 10 мая
3. Мэрии и Думе городского округа Тольятти:
3.1. Упорядочить
вопрос о предоставлении муниципального имущества (помещений) в безвозмездное
или льготное пользование некоммерческим организациям с условиях действующего
законодательства и с учетом взаимного социального и экономического эффекта для
обеих сторон и городского сообщества.
Приложение № 1
ПРИМЕРНАЯ МЕТОДИКА
оценки социального и экономического эффекта партнерства
между органами власти и некоммерческими организациями
В отношениях между органами власти и некоммерческими организациями достаточно часто возникает необходимость, кроме оценки качественного эффекта, оценить количественный эффект от такого сотрудничества (в первую очередь, эффект для органов власти). Такая необходимость особенно часто возникает при обсуждении таких вопросов, как предоставление в безвозмездное пользование для НКО муниципальных (государственных) помещений или других ресурсов.
Ниже предлагается примерная методика оценки такого эффекта, на основе которой могут вырабатываться любые другие варианты количественной оценки эффекта.
1. Оценка
экономического эффекта осуществляется по формуле:
Vэфф. год = (Vр + Vк + Vусл + V норм) - V а., где:
Vэфф.год - годовой эффект, выраженный в рублях;
Vр - объем вложений собственных средств в ремонт помещения, подтвержденный бухгалтерскими документами;
Vк - объем вложений собственных средств в содержание помещения (коммунальные платежи);
Vусл - объем расходов, которые мог бы понести бюджет на оказание аналогичных услуг, исчисленный исходя из количества услуг в месяц, помноженного на затраты на предоставление одной услуги (в случае, если организация оказывает безвозмездные
(льготные) услуги населению);
V норм -
а) для организаций, осуществляющих работу с детьми - объем расходов, которые мог бы понести бюджет на проведение аналогичной работы, исчисленный исходя из норматива финансирования, принятого на 1 чел. в образовательном учреждении соответствующего типа, помноженного на количество занимающихся;
б) для творческих мастерских - объем расходов, которые мог бы понести бюджет на организацию хранения и использования в социально значимых целях предметов культуры и искусства, хранящихся в мастерской;
V а - объем арендной платы, рассчитанный исходя из ставки арендной платы за муниципальные нежилые помещения (здания) с учетом коэффициента вида деятельности организации.
Все показатели указываются за истекший год пользования помещением.
2. Оценка социального эффекта осуществляется путем суммирования баллов
по следующей схеме:
1) списочное количество членов организации (подтвержденное документами):
до 10 человек - 0 баллов,
от 10 до 100 человек - 1 балл;
свыше 100 человек - 2 балла;
2) наличие перечня паспортизированных социально значимых услуг, оказываемых организацией на регулярной основе:
если есть - 1 балл;
если нет - 0 баллов;
3) оказание на регулярной основе социально значимых услуг лицам, не являющимся членами организации:
если есть - 1 балл;
если нет - 0 баллов;
4) привлечение организацией на регулярной основе внебюджетных средств на свою деятельность:
если есть - 1 балл;
если нет - 0 баллов;
5) участие организации в общегородских мероприятиях:
если есть - 1 балл;
если нет - 0 баллов;
6) участие организации в региональных и федеральных мероприятиях:
если есть - 1 балл;
если нет - 0 баллов;
7) наличие титулов, почетных званий, знаков отличия и других поощрений, присужденных организации и ее членам в ходе мероприятий состязательного характера, проведенных за период использования муниципального помещения:
если есть - 1 балл;
если нет - 0 баллов;
8) соответствие профиля деятельности организации вопросам местного значения:
если да - 1 балл;
если нет - 0 баллов;
9) наличие социально значимого проекта, реализуемого совместно с организацией -балансодержателем помещения
если да - 1 балл;
если нет - 0 баллов.
Таким образом, максимальный эффект составляет 10 баллов, минимальный - 0 баллов. По количеству набранных баллов можно установить рейтинг эффективности, применив его при выборе претендента из нескольких организаций, либо для аргументации необходимости выстраивания партнерских отношений с той или иной организацией.
=====================================================================
Приложение № 2
Пример полного расчета затрат бюджета на реализацию всего объема государственных и муниципальных услуг (НОУ Гимназия "Радиант")
Контингент:
Школьники - 153 чел.
Дошкольники - 20 чел.
Педагоги - 27 чел.
АУП - 15 чел.
Ожидаемый доход бюджета от аренды здания, занимаемого гимназией
- примерно 300 тысяч руб. в мес.* 12 = 3 600 000 р.
Обязательные затраты из бюджета на образование и воспитание того же контингента обучающихся и воспитанников в муниципальном образовательном учреждении составят 4 253 000 руб. (расчет см. ниже), т.е. на 650 тысяч рублей больше (не считая затрат на перепланировку и ремонт помещения для использования его по иному назначению).
Дополнительная нагрузка на родителей по оплате: 3 600 000 : 153 чел. = 2 615,0 руб./мес.
Вид расходов |
Расчет |
Сумма |
Примечание |
обучение школьников |
153 чел. * 13 697 руб/чел |
2095641 руб./год |
региональный бюджет |
содержание дошкольников |
20 чел. * 24 746 руб/чел |
494920 руб./год |
Здесь и ниже: местный бюджет |
дополнительное образование |
153* 90%=138 чел. * 2408 руб/чел. |
332304 руб./год |
Охват в среднем по городу 75% от всего количества школьников |
оплата коммунальных услуг |
(по факту) |
700 000 руб./год |
|
Содержание здания |
(по факту) |
480 000 руб./год |
|
Текущие и капитальные ремонтные работы, приобретение предметов длительного пользования |
(норматив) |
150 000 руб./год |
|
Перепланировка здания под детский сад |
??? |
|
Ориентировочно составляет около 10 млн.руб. |
Всего затрат: |
|
Региональный бюджет:
- 2 095 641 руб./год Местный бюджет: 2 157 224 руб./год + перепланировка здания под детский сад - 10 млн.р. |
Приложение № 3
История
экспертной
деятельности в городе Тольятти
Началом истории экспертной деятельности в городе Тольятти можно считать 1995 год, когда впервые в практике общественной деятельности стали применяться экспертные методы, а результаты общественной экспертизы в виде предложений и обращений направлялись в органы местного самоуправления и органы государственной власти для рассмотрения и учета при принятии ими соответствующих решений. В качестве примера можно привести экспертную работу Общественной Палаты (разработчики - В.Б.Иглин, Ю.К.Рощевский), послужившую "спусковым крючком" в процессе повышения статуса региона Самарская Лука. Этот процесс в итоге привел к признанию достоинств этого региона на международном уровне и приданию ему статуса биосферного резервата ЮНЕСКО (на заседании в Париже).
Общественная Палата и Молодежная Палата нарабатывали эмпирический опыт общественной экспертной деятельности. Их основная функция заключалась в проведении аналитических исследований по различным проблемам и выработке предложений по решению проблем, выявленных в результате анализа. Впервые в общественной деятельности г.Тольятти, были проведены аналитические работы по проектам федеральных законов (избирательное законодательство, законодательство в области местного самоуправления и др.)
Впервые в истории города, была проведена крупномасштабная общественная экспертиза проектов Генерального плана развития г.Тольятти, другой градостроительной документации.
Начиная с 1996 года, в общественную практику города Тольятти вошло проведение тематических конференций (экологических и др.), при подготовке которых применялись различные экспертные методы (как правило, одноотраслевые). Итоги общественных экспертных работ были представлены в виде аналитических докладов, а резолюции конференций направлялись для рассмотрения в те инстанции, в ведении которых находилось решение соответствующих вопросов.
В 1999 году силами общественных
экспертов были проведены крупномасштабные экспертные работы по оценке
необходимости разработки и выбору основных направлений развития Национального
парка "Самарская Лука" (разработчики: Макарова Т.В., Рождественская
Е.П., Рощевский Ю.К., Губернаторов А.Е.). Эти наработки легли в основу
Программы развития туризма в Самарской области на 2000-
Начиная с 2001 года, в городе Тольятти
активно применяется такой экспертный механизм, как оценка программ, проектов и
организаций. Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти",
пригласив специалистов из Центра поддержки НКО (г.Москва), провел обучающий
семинар по этой экспертной технологии. С этого времени экспертную оценку
проходят все проекты некоммерческих организаций, подаваемые на грантовые
конкурсы Фонда Тольятти. Предварительная оценка обязательна для всех проектов, в процессе
реализации большинство из них проходят через мониторинг, а некоторые проекты оцениваются
и по итогам реализации.
В этом же 2001 году по указанию мэра города Тольятти Н.Д.Уткина была проведена экспертная оценка городской целевой Программы "Молодежь Тольятти" (группа экспертов в составе: Макарова Т.В., Цирульников Б.А, Елфимова Л.В., Тюшкевич Н.Б.) В дальнейшем, оценку проходили следующие муниципальные программы:
- грантовая программа департамента культуры мэрии города Тольятти,
- городская целевая Программа развития некоммерческого сектора городского округа Тольятти;
- программа муниципальных грантов департамента социальной поддержки мэрии,
- и ряд других.
В 2002 году в рамках Ярмарки социально-культурных проектов
"Тольяттинский диалог-
Начиная с 2005 года, экспертные технологии применяются при подготовке публичных слушаний по различным вопросам, актуальным для городского сообщества (проект бюджета и отчет о его исполнении, градостроительство, землепользование, разработка муниципальных программ и др.) Причем при подготовке слушаний проводится как аналитическая (полнообъемная), так и экспресс-экспертиза. Экспертный подход стал востребованным и благодаря Федеральному Закону № 131-ФЗ от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления" органично вошел в правовое поле.
Экспертная деятельность получила свое развитие также и в рамках Форумов некоммерческих организаций. Сами по себе, форумы проводятся в городе Тольятти с 1998 года. Их отличие от тематических конференций заключается, во-первых, в многообразии рассматриваемых вопросов (т.е. они не придерживаются узкоотраслевой тематики), а во-вторых, в составе участников - в форумах участвуют, главным образом, активисты организаций гражданского общества.
В активном режиме общественная экспертиза стала проводиться при подготовке форумов НКО, начиная с 2005 года. Именно в этом году впервые был проведен анализ изменений в некоммерческом секторе г.Тольятти (за период с 1995 по 2005 гг.).
В 2006 году
для Форума НКО была проведена экспертиза процесса стратегического планирования
развития города Тольятти за период с 1999 по 2005 годы. Специально для этой
работы подготовлена Методика анализа стратегического планирования муниципальных
образований (разработчики: В.Б.Иглин, Т.В.Макарова).
В 2007 году для Форума НКО была проведена экспертиза безопасности городского сообщества по нескольким направлениям (информационная, экономическая, социокультурная, экологическая и внешняя (политическая) безопасность).
Опыт экспертной деятельности, приобретенный эмпирическим путем, позволил выделиться группе экспертов - представителей некоммерческого сектора, которые начали процесс самоорганизации экспертного сообщества. Самое значимое событие в этом процессе - формирование экспертной комиссии Общественного Совета при Самарской Губернской Думе. Наиболее активную роль в создании экспертной комиссии играли П.В.Сучков (Самара), Т.В.Макарова и А.Г.Арсенихин (г.Тольятти). В 2006 году был проведен первый обучающий семинар для представителей НКО (обучение технологии общественной экспертизы), и полученный опыт позволил в дальнейшем поднять эту работу на качественно новый уровень. Фактически, с этого времени действует долгосрочный общественно-государственный проект "Школа общественных экспертов".
Второй этап Школы приходится на осень 2007 года, когда в соответствии с планом работы Самарской Губернской Думы на базе г.Тольятти был проведен обучающий семинар для второго потока слушателей Школы общественных экспертов. Для этого этапа разработано информационно-методическое пособие по проведению общественной экспертной оценки (разработчики Макарова Т.В., Иглин В.Б. совместно с Арсенихиным А.Г. и Сучковым П.В.). В обучающем семинаре участвовали представители всех организаций, выразившие желание пройти обучение и заполнившие анкеты (32 человека). Из них выполнили учебные экспертные работы и допущены к защите 14 человек, защита признана состоявшейся для 13 участников.
С целью наблюдения за ходом реализации проекта создан Наблюдательный совет. Некоторые члены Наблюдательного совета приняли участие в защите самостоятельных работ. Это:
- Кузьмичева Е.И. – депутат Государственной Думы ФС РФ;
- Ивонинский Ф.А. – председатель постоянной комиссии по контролю и общественной безопасности Думы городского округа Тольятти;
- Загребова Л.Е. – руководитель Департамента социальной поддержки населения мэрии г.о.Тольятти;
- Лучков В.В. – начальник юридического управления Думы г.о.Тольятти;
Экспертный
потенциал общественности признан и на уровне органов местного самоуправления
городского округа Тольятти. Так, решением Думы городского округа Тольятти от
17.09.2008г. № 958 утверждено Положение об Общественном совете по стратегическому
планированию, к вопросам ведения которого относится общественная экспертиза
проекта концепции Стратегического плана, проекта Стратегического плана, его
отдельных разделов, программ и планов.